Что такое троммель

ТроммельТроммель - популярный вид спецтехники, без которого не обходится ни один горнодобывающий проект в Европе. Троммель позволяет оперативно очищать полезные ископаемые и, несмотря на высокую стоимость, он быстро окупается.

Троммель - это машина, предназначенная для быстрой и эффективной очистки, предварительной сортировки и переработки различных материалов: горных пород, полезных ископаемых или шлановых накоплений.

Вкратце конструкция троммеля такова: самосвал, экскаватор или погрузчик заполняет приемный бункер, из которого материал посредством пластинчатого или толкающего питателя отправляется в установленный с небольшим наклоном барабан, состоящий из двух, трех или четырех просеивающих сегментов, каждый из которых изготовлен из высокопрочных стальных ребер, связанных надежно приваренными к ним арматурными стержнями. Поскольку у каждого из сегментов разный размер отверстий, то через них просеиваются разные по величине фрагменты загружаемого материала. Тем самым и проводится его разделение на несколько франций (от двух до пяти), каждая из которых подается на свой конвейер, отводящий ее для отдельного от других складирования.

В России лидером на рынке троммелей является европейская NIROX, которая осуществляет продажи своей спецтехники в России через своего партнера «Нано-Минералз».

В настоящее время компания NIROX, один из ведущих производителей троммелей в Европе, выпускает их в четырех основных типах: стационарном, гусеничном самоходном, нонтейнерном и колесном. Последний базируется на шасси полуприцепа, габариты и нагрузни на оси которого допуснают его транспортировку по дорогам общего пользования без ограничений. В отличие от ранее применяемых для решения аналогичных задач устройств троммели обладают высочайшей производительностью. Например, у поставленного на гусеничное шасси IMIROX TGR 403 она составляет 400 т/ч! А стационарные троммели способны показать производительность в два с половиной раза выше.

Ранее в статье «Барабанный грохот» мы уже рассказывали о троммелях компании NIROX и, в частности, о гусеничной модели TGR 403. Теперь такая машина появилась и в нашей стране - первый ее образец поставлен для компании, занимающейся переработкой шлаковых отвалов Новолипецкого металлургического комбината. Почему именно туда?

В самом нонце весны российская номпания «Нано-Минералз» поставила заназчику первый в нашей стране гусеничный троммель. Эта унинальная машина производства ирландской номпании NIROX будет применяться на переработке шлаковых отвалов Новолипецного металлургического номбината, а ее демонстрационные испытания прошли в известняковом нарьере в семидесяти нилометрах от города Липецк.

До недавнего времени тысячи тонн шлака, побочного продукта выплавки металла в доменных печах, вывозились в отвал без всякой дальнейшей переработки. За много лет работы комбината шлаковые «залежи» стали занимать огромную территорию. В результате перед предприятием встала задача найти им достойное применение, тем более, что шлак этот имеет большой процент включений остаточного металла, который до последнего времени из-за невозможности отделить его от прочих отходов какими-то ранее известными способами, по сути, лежал мертвым грузом, хотя мог бы пойти во вторичную переработку.

Решение проблемы было найдено, когда компания «Нано-Минералз» предложила использовать для выполнения работ по переработке шлаковых отвалов троммель TGR 403 - эта машина оказалась именно той техникой, которая способна быстро и эффективно отделить металлические включения от всего остального. Да, стоимость такого агрегата немалая! Но с его помощью заказчик будет не только получать требуемый металл, но и другие материалы, годные для последующего коммерческого использования. Речь идет о камнях мелкой и средней фракций. То есть металл будет реализован для дальнейшей переработки, тогда как мелкие по размерам камни, по сути - тот же гравий, окажутся востребованными в дорожном строительстве, а средние по размерам пойдут на габионные конструкции - набирающие популярность сооружения, для заполнения которых используют булыжник или карьерный (бутовый) камень фракции от 100 до 300 мм. Такие конструкции применяют для укрепления всевозможных опор, в том числе опор мостов, для создания дамб, плотин и береговых линий, а также в ландшафтном дизайне.

Троммель работает просто с фантастической производительностью, благодаря которой его окупаемость - дело скорого времени. Причем собственники конкретной приобретенной машины снабдили конвейеры, по которым подаются к местам складирования мелкая и средняя фракции, мощными магнитами, дополнительно отделяющими небольшие металлические предметы для их последующей утилизации - подобный подход еще более повышает рентабельность применения NIROX TGR 403. А отсутствие присущей дробилкам необходимости измельчать готовый продукт, использование для всех элементов барабана высокопрочной стали Hardox, а также наличие штатной системы защиты от его заклинивания обеспечивают долговечность применяемых в конструкции троммеля узлов и механизмов.

Прежде чем отправить троммель к постоянному месту работы, на Новолипецкий металлургический комбинат, его, с целью продемонстрировать потенциальным заказчикам, привезли в известняковый карьер в 70-ти километрах от Липецка. В этом карьере есть отвалы скальной вскрыши - за рубежом именно в таких карьерах работает значительная часть подобной техники. Что не удивительно: известняковую породу, залегающую в виде тысячеметровых пластов, обычно добывают взрывным способом. А при взрыве известняк перемешивается с глиной, что крайне затрудняет дальнейшую переработку камня. Отделение известняка от глины, точнее, глины от известняка - очень непростой, трудоемкий и затратный процесс, и именно троммель, как показывает практика, справляется с данной задачей наилучшим образом.

Ян Красов, генеральный дирентор ООО «Нано-Минералз»:

- Название «троммель» для нас пока не совсем обычно - таких машин российские заназчини не закупали до самого последнего времени, хотя в большинстве развитых стран они применяются довольно давно и, что важно, прекрасно себя зарекомендовали. Во многом подобная ситуация объясняется консервативностью технических руководителей большинства российских предприятий, работающих в добывающих отраслях: даже после знакомства с полной информацией о той или иной перспективной технике они не станут ее приобретать, пока не увидят в деле.