Китайская спецтехника FAW и FOTON

 Китайская спецтехника FAW и FOTONКитай сегодня является одной из самых мощных экономических и военных держав в мире. Великий китайский экономический прорыв изучается всеми финансово-политическими институтами Нового и Старого света. Все помнят времена предкризисного бума на коммерческий транспорт. На этой волне и появились первые предложения автомобильной техники из Китая. Но вместе с тем первый опыт общения с машинами из Поднебесной на тот момент оказался весьма негативным.

Причиной тому, скорее всего, явилась наша полная неготовность к особенностям китайского бизнеса и производства. Всех подкупала невысокая цена и обещания компаний-продавцов, что именно их машины надежны и соответствуют всем требованиям безопасности, а также поддержка изготовителей техники.

На территории России имеют свои полноценные представительства только два китайских производителя коммерческой техники: FAW Group (China FAW First Automotive Works Group Corporation) и Foton Motors Group. В г. Ульяновске осуществляется промсборка автобусов BAW. Есть и отдельные представители других авто-брендов из Китая, но они, скорее, работают в тестовом режиме. Все остальные виды и формы продаж китайских автомашин на нашем рынке или создание совместных предприятий относятся, скорее, к так называемым серым схемам ввоза ТС.

Минус серых продавцов - отсутствие обязательств китайских производителей в поддержке продукции, которую они «официально» к нам и не поставляют. Кроме того, на китайский автопром работает колоссальная армия поставщиков на конвейер для внутреннего рынка, и пытаться искать поставщика на одну и ту же модель авто, ввезенную серым способом, но из различной партии сборки, все равно что искать иголку в стоге сена. Вот почему официально получившие право представлять в России свой продукт компании FAW Group и Foton Motors Group таких проблем для своих покупателей стараются не создавать. Эти компании работают в правовом поле коммерческой деятельности, согласно российскому законодательству, и, соответственно, они имеют всю необходимую документацию для работы на территории РФ.

Существует множество торговцев по обеим сторонам границы, желающих нажиться на продаже кустарно собранного грузовика неизвестной модели и не желающих отвечать за дальнейшую судьбу такого авто. Понятно, что если его собрали в гаражно-сарайных условиях руками неквалифицированного персонала из агрегатов неизвестного происхождения, скорее всего, такая «техника» долго не проработает. Запасные части подобрать на нее вряд ли удастся, да и стоимость владения таким сомнительным транспортом будет весьма велика. Поэтому при покупке коммерческой техники очень важно отследить статус продавца, его возможности, историю существования на рынке.

Немногим лучше ситуация с оригинальной китайской техникой, но предназначенной для продаж внутри КНР и не сертифицированной для эксплуатации в РФ без соответствующих документов в положенной комплектации, пусть даже у официального представителя. Такие машины ввозятся на территорию РФ нелегально и не имеют права эксплуатироваться с коммерческими целями на территории страны. Запасных частей на такую машину на территории России в принципе нет, а ввозить их из Китая будет стоить покупателю слишком дорого. Вот и вышло так, что продукт, разработанный и собранный в Китае для внутреннего пользования по серым схемам стал поступать на российский рынок, зачастую не имея даже сертификата качества и одобрения на использование ТС на территории РФ.

Между тем как в самом Китае развитие автопрома шло исключительно с ориентировкой на свой внутренний рынок и выполнение своих внутренних экономических задач. Таким образом, и требования к машинам были исключительно китайские.

К 2011 г. годовой вал выпуска автотехники в Китае приблизился к 2 млн. единиц. Производителей техники,  которая не соответствует никаким экологическим нормам, в Китае не сотни, а тысячи. Но, повторюсь, эта техника выпускалась исключительно для внутреннего пользования и в соответствии с китайскими требованиями к ТС. Именно эта техника силами отечественных «бендеров» от автобизнеса и попадала на российский рынок до недавнего времени.

Отсутствие надежной информации об автомобилях, большое разнообразие марок и производителей, о которых тоже мало что известно, неясная ситуация с запаснымичастями и прочие, порою откровенно авантюристические, предложения сослужили плохую службу для серьезного китайского производителя коммерческой техники.

Теперь ситуация сильно изменилась. Во-первых, на территории нашей страны есть официальный представитель компании FAW и Foton и официальные дилеры китайской техники, которые находятся под четким контролем заводских служб производителя.

История китайского автопрома началась в середине XX века — соседи с Востока заинтересовались этой отраслью после того, как в декабре 1949 года СССР посетил Мао Цзэдун. Его впечатлило, как быстро наша страна смогла восстановить силы после разрушительной войны. И как ни странно, первую помощь китайцам в этом непростом деле оказал именно СССР.

История китайского производства коммерческой техники FAW и FOTON

В результате в феврале 50-го года уже был подписан международный договор между двумя коммунистическими странами о дружбе и взаимопомощи. Он наложил на СССР обязательства в оказании помощи в строительстве завода по производству грузовых автомобилей. Первый камень строящегося завода в городе Чанчунь заложил сам Мао Цзэдун, эта дата — 13 июля 1956 года — считается днем рождения компании First Automotive Works. Поддержка наших специалистов не ограничивалась только помощью в возведении завода, они занимались также подготовкой кадров, передавали технологии производства, поставляли запчасти и материалы.

Первый автомобиль, сошедший с конвейера FAW летом 1955 года, — это грузовик CA10 Jiefang (название можно перевести как «освобождение»), который по сути являлся копией советского грузового авто ЗиС-150. Его грузоподъемность составляла четыре тонны.

1978-й год заставил первое автомобильное предприятие поразмыслить над получением нового опыта в производстве машин, и руководство приняло решение отправить двадцать своих инженеров в Японию, чтобы они переняли прогрессивные идеи у коллег.

К 1978 году FAW увеличила мощности производства с 30 000 до 60 000 единиц продукции в год. В середине 80-х начались работы по созданию нового 5-тонного грузового автомобиля Jiefang CA141. Серийное производство этого автомобиля началось спустя три года — в 1987 г. Государство в это время финансировало компанию, что позволило провести очередные реформы и расширить площади предприятия.

В начале нового века FAW приобрела 51% акций компании Tianjin Xiali Automobile, которая занималась производством автомобилей под брендом Xiali, а затем подписала еще один договор о долгосрочном сотрудничестве: на этот раз в качестве деловых партнеров выступила компания Toyota. Впоследствии произошло ответвление FAW Bus and Coach Company, выпускающей автобусы, и еще одной новой компании — Sichuan FAW Toyota Motor Co (FAW приобрела 80 % акций компании Sichuan Bus). После этих преобразований первый автоконцерн Китая очень быстро наладил производство автобусов средней вместимости — FAW Coaster.

В настоящее время в состав компании FAW входит более 30 дочерних предприятий, ей же принадлежит контрольный пакет в 16 коммерческих структурах с участием иностранного капитала. Ведущую роль в освоении новой техники играет специализированный центр по разработке и внедрению инноваций.

Другая китайская автомобильная компания — «FOTON Motors LTD», образованная в 1996 г., сегодня является одной из самых динамичных из 50-ти крупнейших компаний КНР. Динамика роста выпуска грузовиков FOTON стремительна: 2002 г. — 500 ед., 2004 г. — 9 тыс. ед., 2010 г. — 300 тыс. ед. В 2010 году общие продажи FOTON достигли 693 тыс. единиц техники. C 2003 года компания является лидером среди производителей автомобилей в Китае, а с 2009 года — крупнейшим производителем коммерческого транспорта в мире.

Принципы развития компании — новые дизайнерские технологии, глубокий научный подход, высокий контроль качества. Надежность, экономичность, качество, современный дизайн, конкурентоспособные цены китайских грузовиков FOTON принесли успех компании.

Китайские грузовики FOTON соответствуют международному уровню качества, совмещая в себе собственные разработки и надежные двигатели Isuzu и Perkins.

Современные тягачи и самосвалы FAW и FOTON комплектуются системами подачи топлива, блоками управления и контроля производства корпорации BOSCH, тормозными системами фирмы WABCO, как и аналогичная техника знаменитых брендов SCANIA, VOLVO и др.

На российском рынке спецтехники FAW представлена прежде всего линейками самосвалов и тягачей: самосвалы серии J5P 8х4. Самосвалы серии FAW J5P с колесной формулой 8х4, объемом кузова 23 м3 и грузоподъемностью 29 т.
Высококачественные рессорные подвески FAW сконструированы с заделом, достаточным для перевозки любых грузов в различных дорожных условиях. Эти автомобили отличают надежная долговечная работа узлов и агрегатов, простота технического обслуживания и высокие эксплуатационные характеристики.

Модель CA3312P2K2LT4E, несмотря на большие габариты, обладает высокой маневренностью благодаря малому радиусу поворота — 10,1 м и значительному клиренсу — 0,3 м. Самосвал укомплектован рядным 6-цилиндровым двигателем CA6DL235E33 с промежуточным охлаждением и турбонаддувом мощностью 350 л.с. рабочим объемом 8,6 л, оснащенным электронной системой управления BOSCH EDC7. Гарантированный ресурс пробега — 800 тыс. км.
Трехосные самосвалы FAW J5P 6х4 модели CA 3252P2K2T1A имеют грузоподъемность 22 т. Для FAW J5P при снаряженной массе 15,5 т допустимая общая масса - 37,5 т.

Автомобили FOTON на российском рынке более всего распространены в сегментах легких грузовиков и грузовиков общей массой до 5 т. Foton Aumark BJ 1039 — легкий коммерческий грузовик, предлагаемый компанией Foton. Машина оснащается двигателем Cummins или собственным, соответствующим стандарту Euro III. Просторная кабина обеспечивает отличную эргономику рабочего места водителя. Автомобиль соответствует современным требованиям по безопасности, наличие ABS и заднего стабилизатора поперечной устойчивости позволяют повысить устойчивость автомобиля на дороге и максимально сократить тормозной путь.

Среднетоннажный грузовик Auman BJ 1093 разработан для работы при экстремальных температурах и в агрессивных средах, прочная ходовая часть и устойчивые к коррозии детали позволяют свести эксплуатационные затраты к минимуму. Он оснащается двигателем BJ493ZQ3 объемом 2,77 л, мощностью 70 кВт, соответствующим стандарту Euro III. Автомобиль весьма экономичен. Просторная кабина, спальное место, комфортабельные сиденья, системы снижения шума и нагрева обеспечивают комфортные и безопасные условия для водителя.

Совсем недавно FOTON Motors LTD впервые выставила на обозрение российскому покупателю тягач грузоподъемностью до 23 т — BJ 3251 и BJ 3313 с двигателем Phaser мощностью 132 л.с., крутящим моментом 445 Нм, соответствующим стандарту Euro III. Мотор обеспечивает автомобилю быстрое ускорение и отличную способность преодолевать подъемы даже с полной загрузкой.

Большегрузный грузовик Auman BJ 3251 разработан для работы при экстремальных температурах и в агрессивных средах, прочная ходовая часть и устойчивые к коррозии детали. Просторная кабина, спальное место, комфортабельные сиденья, системы снижения шума и нагрева обеспечивают комфортные и безопасные условия для водителя.

Компании FAW и Foton представили новые флагманы — FAW J6 и Foton Auman BJ 4253. Обе компании имеют в арсенале модели последних разработок, которые и по дизайну, и по оснащенности довольно успешно начинают конкурировать с аналогами корейских и японских производителей: Hyundai, ISUZU, Howo.

Совершенно объективно можно констатировать тот факт, что амбиции китайских производителей простираются гораздо дальше простого поиска идеального соотношения цены и качества, они стремятся именно приблизить своюпродукцию к европейской. И это не фантастика, а реальность. Все больше европейских производителей, особенно в начале кризиса, рассматривали Китай как наиболее перспективный рынок для инвестиций в высокие технологии, в том числе и в китайский автопром.

Будущее уже близко, и мы застанем то время, когда о продукции из Поднебесной перестанут говорить, подразумевая «контрафакт» и плохое качество. Ведь о китайском коммерческом транспорте уже сегодня нужно говорить серьезно.