Одноковшовые экскаваторы

Одноковшовые экскаваторыКакая машина в бездействии напоминает грустного динозавра? Первая ассоциация, которая приходит в голову - одноковшовый экскаватор.

Как только начинают разговаривать о строительстве и земляных работах, на ум первыми приходят одни из самых внушительных образцов спецтехники – экскаваторы. В большей мере известны и чаще применяются одноковшовые модели, как наиболее универсальные на стройплощадке.

Основное предназначение экскаватора – забор грунта и перемещение его в отвал или тару грузового транспорта.

Экскаваторы бывают одно- и многомоторные. В первом случае – привод всех рабочих механизмов сводится к работе одного вала, запуск которого идет от одного или нескольких двигателей. А узлы многомоторных машин работают от собственных отдельных двигателей.

Различают несколько типов передач, используемых в трансмиссии экскаватора:

  1. механические (зубчатые, канатные, клиноременные, цепные);
  2. гидродинамические (гидротрансформаторы, гидромуфты);
  3. электродинамические (электромуфты).

В настоящий момент наибольшей популярностью пользуются гидромеханические и электромеханические трансмиссии. Совмещение двух типов связей позволяет получить оптимальный результат передачи силовых характеристик на основные узлы машины.

Как и большинство строительных землеройных машин, экскаваторы имеют две версии хода: гусеницы и пневмоколесное шасси. Первый вариант актуален для затрудненных условий перемещения оборудования, но характеризуется низкой скоростью. Машины на гусеничном ходу обычно доставляются к месту работы на ином транспорте. Экскаваторы на пневматическом колесном шасси более подвижны, маневренны, но ограничены по весу из-за избыточных нагрузок на ходовую часть.

Современные модели пневмоколесных машин включают три режима управления ходом:

  • поворот передней пары колес; 
  • синхронный поворот передних и задних пар; 
  • синхронный поворот диагональных пар.

Подобный набор создает максимальное удобство маневрирования экскаватора на стройке при сохранении необходимой устойчивости. Транспортная скорость таких машин достигает 30 км/ч. Для расширения технологических возможностей экскаватора предусмотрен поворот неподвижной машины – с помощью платформы, на которой размещены кабина оператора и основной рабочий орган. По степени поворота различают полно- и неполноповоротные модели.

Экскаваторы могут оснащаться самым разнообразным инструментом:

  • прямая лопата (для забора земли выше уровня стоянки оборудования);
  • обратная лопата (для забора земли ниже уровня стоянки оборудования);
  • универсальная лопата (совмещение прямой и обратной лопат);
  • драглайн (для больших глубин забора);
  • планировщик (для послойного забора);
  • грейферы (для копания колодцев, очистки прудов и погрузочных работ);
  • краны (для погрузочных работ);
  • копер (для забивки свай);
  • гидромолот (для взрыхления твердых и мерзлых слоев земли);
  • гидравлический бур (для бурения скважин);
  • гидроножницы (для разрушения армированных конструкций и железобетона).

Отдельно следует рассказать о карьерных экскаваторах. Эти машины отличаются от аналогов повышенными силовыми характеристиками и устойчивостью – для работы в сложных условиях новых месторождений и промышленного строительства.

Масса карьерных экскаваторов может достигать 10 000 тонн. При работе такое оборудование опирается на всю площадь круглой базовой части, уменьшая тем самым нагрузку на грунт. А ходовой – «шагающий» - механизм запускается в работу только при необходимости перемещения.

Рабочее положение экскаватора из-за особенностей конструкции достаточно низкое и не позволяет в полной мере использовать возможности применения стандартного инструмента. Поэтому карьерные шагающие экскаваторы чаще всего оборудованы драглайном.

Продолжением тяжелых шагающих экскаваторов стали экскаваторы-пауки. Их колесное шасси имеет весьма специфическую конструкцию, позволяющую использовать технику на склонах, в заболоченной местности и лесопосадках. Колеса пауков могут находиться на разном уровне, поскольку не связаны в жесткие пары. Перед запуском ковша в работу специальные стопоры успешно закрепляют каждое колесо на месте.

Для работ в болотах и водоемах используются экскаваторы-амфибии. Их гусеничный ход модернизирован таким образом, чтобы обеспечить надежное перемещение и остановку машины в агрессивной водной среде. Схема амфибии подразумевает базирование кабины и рабочего органа на двух мощных понтонах секционного типа – для исключения возможности затопления при потере герметичности. В качестве привода ходовой части используется от 4 до 6 одновременно работающих двигателей.

Стоимость экскаваторного оборудования варьируется в зависимости от назначения и весовой категории техники. В любом случае, как и с любой ответственной техникой, продешевить в вопросе покупки экскаватора – значит подвергнуть рабочих опасности, а график строительства – срывам.