Автогрейдеры - спецтехника для земляных работ

АвтогрейдерНаверное, ни одна другая строительная машина не вызывает при первом знакомстве столько впечатлений, как автогрейдер. В его конструкции есть нечто величественное, навевающее мысли о коллекционных авто прошлого столетия: вытянутая передняя часть, узкий кузов, внушительное шасси.

Автогрейдеры – спецтехника, ставшая уже классикой земляных работ. Сейчас без них не обходится практически ни одно строительство, где бы требовалось равнять грунт и всячески извращаться над землей. В стандартные функции автогрейдера входят:

  1. профилирование поверхности;
  2. возведение насыпей;
  3. планирование откосов;
  4. обустройство и чистка кюветов;
  5. ремонтные дорожные работы;
  6. расчистка трассы от снега и льда.

Виды и технические характеристики автогрейдеров

В основе классификации автогрейдеров лежит разделение по массе. Общий вес машины оказывает прямое влияние на ее нагрузочную способность.

Легкие (до 9 т) и средние (до 14 т) модели поставлены на трехосное шасси по колесной схеме 1х2х3, где две оси – ведущие. Трансмиссия механического типа включает понижающие зубчатые и карданные передачи. Такое распределение необходимо, чтобы вывести на колеса максимальный крутящий момент – для придания машине нужной тяговой силы.

Тяжелая техника (свыше 14 т) имеет шасси 1х3х3 с тремя ведущими осями и гидромеханической трансмиссией. Между механическими передачами и двигателем  устанавливается гидравлический блок – трансформатор, призванный изменять крутящий момент в широком диапазоне значений. Такая модернизация значительно снижает динамические нагрузки на узлы и облегчает управление машиной.

При строительных работах большое значение имеет устойчивость техники. Автогрейдеры применяются для самой разнообразной деятельности, поэтому должны иметь высокий уровень адаптации. С этой целью конструкция машины оснащается механизмом наклона передних колес, что предотвращает возможность поперечного опрокидывания автогрейдера в любых ситуациях.

В качестве привода ходовой части используются двигатели внутреннего сгорания – дизельные, двух- или четырехтактные, с принудительным жидкостным охлаждением. Обычно это узлы крупнейших мировых марок – Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Deutz (Германия).  Мощность устанавливаемых двигателей находится в диапазоне 60 - 400 кВт.

Основной рабочий инструмент – отвал - установлен между передними колесами и первой парой колес тележки, посередине. Первичная функция грейдера – рабочее перемещение вперед, вопреки любым возникающим сопротивлениям, но достаточно часто возникают ситуации, когда необходимо сдать назад, не теряя при этом связи с грунтом. Для этого механизм управления отвалом дополняется возможностью разворота инструмента на заданный угол – до 180о и даже больше. Величина наклона отвала также регулируется.

Рыхлитель (кирковщик) необходим для предварительных работ по уплотненному грунту – скалывание обледеневшего слоя, взрыхление твердой породы. На легких и средних моделях кирковщик устанавливается на задней раме, с пуском в работу при обратном ходе грейдера или развороте основного отвала. На тяжелых – монтируется спереди.

Для обустройства канав и кюветов используется такой инструмент как откосник. Его конструкция позволяет формировать треугольные или трапециидальные углубления. Установка производится непосредственно на отвал, при помощи резьбовых соединений, для повышения жесткости свободный край инструмента связывают с рамой грейдера цепью.

Ну а в зимнее время года машина может комплектоваться специальными снегоочистителями и дорожными щетками, возвращая трассу из сказки «Снежная Королева» в нормальное состояние.

Цена и критерии выбора автогрейдера

При выборе автогрейдера для строительных работ следует первым делом определиться с весовым классом машины исходя из своих нужд. Если легкая и средняя техника актуальны для гражданского, промышленного строительства и ремонта дорог, то при разработке карьеров и деятельности в сложных условиях предпочтение отдается уже тяжелым машинам.

Но следует учесть, что сейчас большинство производителей стараются увеличивать мощности двигателей без увеличения массы изделия. Это значительно упрощает процедуру доставки спецтехники к месту назначения.

Средняя стоимость современных грейдеров варьируется:

  • китайские модели – 90 - 160 тыс.долл;
  • западные – от 150 тыс.долл и выше;
  • российские – в пределах 120 - 140 тыс.долл.

Да, такую технику не назовешь дешевой. Но резкое повышение уровня механизации и рост производительности на стройплощадке с лихвой окупают все затраты.

Производители автогрейдеров

В Европе производством качественной дорожной техники занимаются такие компании как «CASE» (Франция), «Volvo» (Швеция), «HSW» (Польша), «Mitsuber» (Германия). Особую любовь автогрейдеры заслужили в США – «TEREX», «John Deere», «Huber», «Hidro-Grubert», «NorAm», «Caterpillar». Среди японских производителей следует назвать «Hitachi» и «Mitsubishi».

Максимально качественные китайские марки – «XGMA», «WBest» и «Luo Yang».  В ЮАР выпуском великолепных автогрейдеров может похвастать компания «BELL». Отечественное производство давно и не понаслышке знакомо с такой строительной техникой. В России это «Брянский Арсенал», «Дормаш», «Ирмаш», «ЧСДМ», в Украине – «АТЕК» и «ПетроНик». Белорусь остается верной своим тракторам, и информации о конкурентоспособной продукции грейдеров нет.