Колесные и гусеничные экскаваторы

Колесные и гусеничные экскаваторыHa рынке строительной техники пневмоколесные и гусеничные экскаваторы, часто будучи практически идентичны по базовым техническим характеристикам, скорее не противоборствуют, а логично дополняют друг друга - это косвенно подтверждает тот факт, что и одни, и другие широко представлены в производственных программах ведущих производителей. Так в каких же случаях колесный экскаватор - выгодная альтернатива гусеничному, а в каких - нет? При выполнении каких работ его применение наиболее оправдано?

Если взять на себя смелость противопоставить колесные экскаваторы гусеничным, то сделать это можно лишь в определенных пределах. Пределы эти заданы эксплуатационной массой упомянутой техники, причем в первую очередь - колесных моделей. Действительно, масса гусеничных экскаваторов начинается от нескольких сотен килограмм (на таких образцах оператор часто сидит верхом, словно на мотоцикле) и заканчивается несколькими сотнями тонн - универсальные экскаваторы с ростом массы и мощности постепенно переходят в разряд карьерных. У колесных экскаваторов подобный весовой интервал меньше на порядок: для массовых, доминирующих на рынке моделей он начинается от 10-12 т и заканчивается 20-22 т. И не случайно.

Нижняя граница полной массы широко применяемых колесных экскаваторов определяется верхней границей полной массы универсальных экскавато- ров-погрузчиков, которая, как правило, доходит до 10-11 т: в сравнении с классическими экскаваторами такой экскаватор-погрузчик обладает более широкими возможностями, а потому выгоднее для своего владельца. Конечно, существуют колесные экскаваторы эксплуатационной массой ниже указанной. Например, на российском рынке присутствуют 5,5-тонные Hyundai R55W-7 и Doosan DX55W, а также 7-тонный JCB JiaHe JHL 70. Но это, по сути, единичные предложения, капля в море на фоне разнообразия более тяжелых колесных моделей.

В отличие от нижней границы эксплуатационной массы колесных экскаваторов ее верхняя граница определяется вовсе не пересечением с другим, коммерчески более привлекательным подвидом землеройной техники, а упирается в технические, точнее - в административные ограничения.

При создании колесных экскаваторов разработчики стремятся ограничить нагрузку на их оси, приравняв ее значение к таковой у автомобильного транспорта. Естественно, это ведет к ограничению максимальной эксплуатационной массы. Но игра стоит свеч: в отличие от гусеничных аналогов колесный экскаватор имеет возможность перемещаться между разными строительными объектами по дорогам общего пользования. А раз так, то главное условие для подобного перемещения - массогабарит- ные характеристики, соответствующие таковым у дорожных транспортных средств. В частности, ширина экскаватора должна быть не более 2,5 м, а нагрузка на каждую из его осей - не более 10 т. То есть с инженерной точки зрения можно разработать и запустить в серию более крупные и тяжелые модели. В частности, современное машиностроение позволяет изготавливать оси, рассчитанные на нагрузку и в 13,и в 15 т. Но с точки зрения законодательства это лишит сделанный с их применением экскаватор одного из самых важных козырей - возможности самостоятельного перемещения от одного места работы к другому, а значит, не позволит существенно урезать статью «расходы на транспортировку» в бюджете владельцев подобной техники.

Возможность перемещения пневмоколесных экскаваторов своим ходом на небольшие расстояния, скажем, в пределах одного городского района, без использования дорогостоящего автопоезда с полуприцепом- тралом - серьезный плюс для эксплуатирующих организаций, в нынешних экономических условиях вынужденных считать буквально каждую копейку. Действительно, гусеничные экскаваторы на подобные самостоятельные путешествия попросту не способны. И не только по причине того, что они своими траками приведут в негодность асфальт - сейчас подобную технику нередко комплектуют резинометалли- ческими гусеницами или съемными резиновыми башмаками, которые гарантированно сохраняют дорожное покрытие. Просто для гусеничной машины поездка протяженностью в несколько километров при максимальной скорости 2-4 км/ч окажется непозволительно долгой! У колесных же экскаваторов быстрота перемещения на порядок выше - большинство из них рассчитаны на движение со скоростью 30-40 км/ч. Выше у таких экскаваторов и ресурс ходовой части. Кроме того, для них подобный марш-бросок будет сопровождаться меньшим расходом топлива - все-таки сопротивление качению у колесной машины меньше, к тому же при схожих с гусеничным аналогом рабочих характеристиках она в среднем на тонну легче. То есть у одинаковых по массе колесного и гусеничного экскаваторов практически схожие рабочие характеристики унифицированных поворотных платформ (небольшие отличия в них объясняются, в том числе, разницей в используемых ковшах и различной высотой гусеничной и колесной ходовой части), но вот по эксплуатационной массе и скорости движения колесные экскаваторы выигрывают у гусеничных аналогов вчистую!

Анализ рынка показывает, что наиболее востребованы тяжелые колесные экскаваторы массой 18-21 т: они удовлетворяют основным требованиям, выдвигаемым большинством владельцев таких машин, то есть могут работать с кубовым ковшом и поднимать груз массой в 4 т. Почему именно столько? Это масса двух стандартных бетонных плит или бетонного «кольца» для системы канализации - хотя подобную технику формально не допускается применять в качестве крана, на практике подобное происходит сплошь и рядом.

Кроме того, заказчики все больше заинтересованы в расширении спектра навесного оборудования: просматривается явная тенденция применять колесный экскаватор в качестве универсальной машины, способной не только вскрыть асфальт и раскопать грунт, но и с помощью отвала разровнять для себя рабочую площадку, засыпать выкопанную яму или траншею и даже утрамбовать новый асфальт - существуют навески и для этого! Все чаще в список оборудования включают узкий траншейный ковш - в городе чем меньше ширина прокладываемой траншеи, тем лучше! Хотя, по прежнему основное внимание заказчики уделяют гидромолоту и бульдозерному отвалу. Что интересно,у большинства «иномарок», особенно корейского и немецкого происхождения, такой отвал крепится сзади, тогда как у отечественных и адаптированных для нашей страны колесных экскаваторов - спереди, что объективно лучше: в этом случае легче управление машиной в «бульдозерном» режиме, а также появляется возможность с его помощью закатить в ковш крупный камень во время выравнивания рабочей площадки.

У преимуществ колесных экскаваторов есть и обратная сторона медали. В частности, у них ниже проходимость на слабонесущих грунтах и на пересеченной местности, а также слабее приспособленность для работы на неровных, в первую очередь, наклонных площадках - ведь пятно контакта с опорной поверхностью у колеса гораздо меньше, чем у гусеницы! Все это ограничивает использование колесных экскаваторов на значительной части строительных объектов. Вот выдержка с форума на одном из специализированных сайтов: «после того, как просека была очищена от стволов срубленных деревьев, мы вызвали экскаватор для обустройства площадок под установку опор ЛЭП. Приехал «колесник», так он на протяжении нескольких рабочих дней изорвал о пни и валежник всю импортную «резину», ремонт которой вылился нам в большие деньги...».

Кроме того, объемы строительных работ часто требуют задействовать землеройную технику с емкостью ковша более 1,5 м, но из-за ограничений по эксплуатационной массе большинство колесных моделей не могут комплектоваться ковшами указанного значения.

Таким образом, даже несмотря на нередко встречающуюся унификацию по используемой поворотной платформе, стреле и прочим механизмам, приоритетные области применения близких по характеристикам гусеничного и колесного экскаваторов значительно различаются.

Использование первых приоритетно там, где нет ровных и облагороженных рабочих площадок, а есть грязь, глубокий снег и сильнопересеченная местность, и поэтому от техники требуется высокая проходимость и устойчивость. Надо признать, что среди крупных строительных объектов таких большинство, отчего рынок гусеничных экскаваторов гораздо более насыщен, чем колесных.

Колесный же экскаватор прекрасно подойдет для использования в черте города, где предстоит работать на обустроенных площадках, курсируя между несколькими удаленными друг от друга объектами, связанными дорогами с твердым покрытием. То есть речь идет о преимущественном применении в коммунальном хозяйстве, при благоустройстве городских территорий и обочин дорог.

Именно городские условия эксплуатации, где требуются повышенные маневренность и безопасность, обуславливают включение в список базового оборудования современных колесных экскаваторов повышающей удобство маневрирования камеры заднего вида, позволяющего отслеживать проходящие над местом работы провода прозрачного люка в крыше, а также компактного противовеса, облегчающего выполнение операций в свойственных городу стесненных условиях. Здесь нужно добавить, что многие российские заказчики требуют включить в конструкцию приобретаемой зарубежной техники топливозакачивающий насос и «ломаную», то есть двухзвенную стрелу. Причем первая из упомянутых опций к удивлению продавцов оказалась востребованной даже несмотря на городскую специфику применения колесных экскаваторов, когда, казалось бы, вокруг полно АЗС. Тем не менее, значительная часть их владельцев предпочитает осуществлять заправку из «бочки», а в этом случае без топливозака- чивающего насоса не обойтись. Вторая опция - двухзвенная стрела - первоначально появилась как ответ европейским требованиям по транспортной габаритной высоте колесных экскаваторов. Но вскоре выяснилось, что она гораздо удобнее и в работе - «ломающаяся» конструкция стрелы увеличивает радиус копания, повышает точность операций, упрощает работу в стесненных условиях и даже позволяет копать «под себя». Такая стрела дороже обычной, но число ее российских заказчиков растет, что еще раз свидетельствует об установившемся в стране тренде на приобретение более дорогостоящей, а значит, более функциональной строительной техники.

Цена вопроса

В прежние годы существовало еще одно значительное различие между колесными и гусеничными экскаваторами, которое применительно к зарубежной технике сегодня воспринимается как некий рудимент. Речь идет о том, что в сравнительно отдаленном прошлом колесный экскаватор в большинстве случаев оказывался дешевле аналогичного по техническим характеристикам гусеничного, - это обусловливалось применением в его ходовой части широко распространенных узлов и агрегатов от серийной автомобильной или тракторной техники. Для российских моделей подобное ценовое позиционирование частично сохраняется и сейчас. Например, исходя из дилерских цен по состоянию на начало октября, колесный экскаватор одного их ведущих российских производителей массой 14,9 т стоил на 340 тыс. руб. меньше схожего по массе гусеничного аналога того же завода (оба оснащены минским дизелем Д-245). Аналогичная ситуация и с более тяжелыми моделями отечественных экскаваторов: за колесный 18-тонник просят почти на полмиллиона меньше, чем за гусеничный!

Российский рынок экскаваторов

Объем российского рынка экскаваторов больше, чем в любом из государств Евросоюза, но значительно уступает рынкам Китая и США. Что насается колесных моделей, то во всем мире их рынон меньше рынна гусеничных. Тан, в 2011 году на территории нашей страны новых нолесных энскаваторов было реализовано чуть менее 1400 ед., в то время нан новых гусеничных машин - более 6100, что вполне объяснимо: первые прантичесни не выпуснаются с полной массой свыше 22 т, тогда как масса вторых может достигать 70 т и более. Но вот в группе энскаваторов массой 10-18 т спрос на колесные модели значительно превышает спрос на гусеничные: по итогам 2011 года в России их реализовали почти в 3 раза больше. Не удивительно - производительность данного нласса машин не велина ввиду сравнительно небольшого объема ковша, составляющего в среднем 0,65-0,8 м3, поэтому на первый план выходит их мобильность. И здесь нолесные экскаваторы в явном выигрыше. В целом же рынки нолесных и гусеничных экскаваторов в посткризисные годы активно росли, но объемов 2008 года пока не достигли. В тенущем году их рост неснольно замедлился: если за 2011 год продажи колесных машин увеличились в 1,85 раза, а гусеничных - в 2,5 раза, то по итогам 2012 года можно прогнозировать увеличение в пределах всего лишь 15-20 %.

А вот с «иномарками» ситуация обратная. К примеру, колесный экскаватор Hyundai массой 18-19 т более чем на 600 тыс. руб. дороже аналогичного по массе гусеничного. Для экскаваторов массой 20-21 т упомянутого производителя эта разница еще больше - в некоторых случаях она доходит до миллиона рублей! С другими зарубежными марками дело обстоит схожим образом. Например, судя по прайсам работающих в стране дилеров Doosan, колесный DX180W дороже гусеничного DX180LC на сумму от 300 до 600 тыс. руб. - оба относятся к машинам массой 17-18 т. Во многом подобное положение дел объясняется тем, что ходовая часть колесных экскаваторов ведущих зарубежных производителей технически более сложна и совершенна, чем у российских аналогов, а значит, ее себестоимость в производстве значительно больше. Причем больше настолько, чтобы превзойти себестоимость производства гусеничной ходовой части.

В чем выражается вышеупомянутое техническое совершенство ходовой части зарубежных колесных экскаваторов? Скажем, у многих европейских или японских машин управляемыми сделаны колеса не одной, а обеих осей, применяется автоматическая коробка передач, реализованы возможность бокового (крабового) хода, блокирование дифференциалов трансмиссии и блокирование механизма качания одного из мостов, тормозная система ради повышения безопасности движения своим ходом снабжена электронными функциями, свойственными современным грузовикам, а двигатель управляется электронно-регулиро- вочной системой в зависимости от функционирования экскаватора в рабочем или в транспортном режиме. Ко всему перечисленному можно добавить и наличие в качестве базового оборудования у многих колесных экскаваторов небольшого бульдозерного отвала, что также поднимает их цену.

Стоимость экскаваторов

От чего зависит стоимость колесных экскаваторов и насколько она велика? Естественно, цена на подобную технику тем выше, чем выше ее производительность. А она, в свою очередь, зависит от мощности двигателя и объема ковша. Понятно, что эти параметры максимальны у наиболее тяжелых моделей, масса которых превышает 20 т: за представленную в единичных экземплярах отечественную технику подобного класса просят от 4 до 5 млн. руб., «китайцы» оцениваются приблизительно в те же деньги, модели престижных зарубежных брендов стоят от 5,5 до 6,5, а в некоторых случаях - и до 7 млн. руб. Популярные у российских заказчиков 18-тонные колесные экскаваторы, если они произведены в нашей стране, оцениваются в 3,0-3,6 млн. руб., а аналогичная продукция зарубежных производителей, за исключением заведомо более доступных «китайцев», стоит в среднем 5,2-6,2 млн. руб. Значительную часть нашего рынка колесных экскаваторов занимают модели массой 13-14 т. Отечественные машины данного класса оцениваются дилерами в 3,1-3,8 млн. руб., китайские в среднем дороже на 200-400 тыс. руб., а европейские, корейские или американские - на миллион и более. При этом во всех вышеприведенных расчетах следует учитывать, что колесные экскаваторы известных западных брендов обычно дороже схожих по характеристикам «корейцев» на сумму от 20 до 40 %. И не случайно: у этих экскаваторов более высокие эксплуатационные характеристики и ресурс, а главное - даже через несколько лет работы сохраняются реальные шансы продать их не по цене металлолома, а за реальные деньги, которые можно вложить в приобретение новой техники.

Стоит также отметить, что минимальные цены на экскаваторы отечественного завода подразумевают их комплектацию недорогим минским двигателем. Но сейчас эти же заводы постепенно расширяют свое предложение за счет унифицированных моделей с зарубежными дизелями. Например, в моторные отсеки тверских экскаваторов традиционно ставят хорошо известные дизели Д-245, но в первой половине будущего года предприятие начнет серийно выпускать модификации с новейшими ярославскими дизелями семейства ЯМЗ-530, а также с импортными Perkins, Deutz и Cummins: это позволит потребителю подобрать модификацию в полном соответствии со своими предпочтениями. Подобная тенденция понятна: хотя главным критерием при покупке колесных экскаваторов для российских заказчиков по- прежнему остается оптимальное соотношение цена/качество, в последнее время все более весомую роль играет такой параметр, как совокупная стоимость владения. А с зарубежной агрегатной базой эта стоимость может быть существенно снижена.

По материалам журнала "Спецтехника и коммерческий транспорт"