Виды зарплат для дальнобойщиков: «белая», «серая» и «черный нал»

Давно замечено: как только заходит речь о деньгах, даже самые разговорчивые люди начинают вести себя настороженно. А если уж речь идет о личных деньгах или такой «тонкой материи» как зарплата, каждое слово приходится вытягивать, словно клещами. Тем не менее, мы рискнули поговорить с водителями о заработках. Но не о том — сколько, а кто и как получает свои трудовые доходы: «белыми», «серыми» или «черным налом». Повод для разговора дал один из руководителей большой транспортной компании: он предложил своим сотрудникам полностью получать всю зарплату «в белую», и был немало удивлен тем, что часть водителей пригрозили увольнением, если это произойдет!

Кого только не встретишь на наших дорогах! Может быть, это не самая правильная градация, но попадаются за рулем те, кто получает заработную плату официально, и даже немного гордится этим! А что — наверное, действительно человек заслужил такое право. Из аргументов, которые приводили те, кому начисления идут на карточку (чаще всего), приводились такие: «Это стабильно! Всегда знаешь, что в определенный день тебе должны придти деньги! Очень удобно планировать свой бюджет». Кроме того, для многих водителей, особенно пожилого возраста, «белая зарплата» символизирует гарантированную пенсию и то, что их работа официально учитывается и идет в трудовой стаж.

А вот к больничным листам отношение у большинства скептическое — платят по ним мало, да и кто их будет учитывать, если человек заболел, например, в рейсе. Уважительной причиной воспользоваться больничным может быть только серьезная травма или заболевание. А в повседневной жизни проще «отлежаться», воспользоваться народными средствами (на первом месте здесь все называют баню!), в крайнем случае — «по-честному договориться с начальством, взять несколько отгулов, а потом их отработать».

У тех, кто помоложе — другие стимулы. До пенсии большинству еще мотать свои «миллионы» километров, да и пенсионная реформа, которая проходит в стране, оптимизма не вызывает. А вот взять кредит в банке на покупку, например, квартиры, или машины с «белой зарплатой» проще. Хотя многие банки стремятся «войти в положение» и просят указывать весь доход, и подтвержденный и «левый», в некоторых случаях именно «прозрачность» клиента может сыграть важную роль.

С некоторым удивлением наш корреспондентуслышал и о системе штрафов, существующих в некоторых автопредприятиях! Они могут начисляться за опоздания, необоснованные отклонения от маршрута, несвоевременном информировании руководства о местонахождении и даже за подачу неподготовленной или грязной машины («Заказчики на нас стучат!» — горько сообщил один из водителей). Тем не менее, некоторые дальнобойщики считают достижением, что благодаря «белой зарплате» они могут оспаривать решения руководства оштрафовать их за какое-ли- бо нарушение условий трудового договора: деньги — как на ладони, и с начальства всегда можно спросить, когда, сколько и за что именно было удержано из зарплаты. Кстати, взыскание какого- либо штрафа с работника за неисполнение своих трудовых обязанностей ТК РФ не предусмотрено.
Ну, а к самым большим недостаткам «чистых денег» большинство водителей отнесло возможность контроля! И самый главный контролер — это, понятно, жена! Сколько трогательных, поучительных и даже горьких историй о том, как распоряжаются женщины заработанными тяжелым трудом деньгами, было рассказано! И только самые мудрые водители загадочно улыбались. На вопрос — есть ли у вас заначка? — один из них уверенно произнес: «Найдешь — твоя будет!» —  и небрежно кивнул в сторону стоявшей неподалеку фуры...

«Пусть всем будет плохо — а мне хорошо!»

Однако значительное большинство водителей призналось, что зарплату получают частично на карточку и часть  — в конверте. Тех, кто получает исключительно «черный нал», обнаружить не удалось, или они очень хорошо «шифруются».

— Я экономлю на налогах — раз, — убеждал корреспондента «Грузовоза» водитель Анвар из Татарстана, которого удалось вызвать на откровенный разговор. — Во-вторых, у меня не было выбора: начальство поставило условие, что зарплата будет серая — минимальная часть на карточку, остальное — на руки. В-третьих, я не верю ни в какие пенсии, больничные, дотации. Нашему государству вообще не верю! Я столько всего пережил: и дефолты, и обмены денег, мои родители потеряли все свои сбережения в сберкассах — что рассчитываю только на себя. Кроме того, у меня бывают какие-то поручения, подработки от начальства. Мне за это платят. Кредиты я брать не хочу, чтобы не кормить банкиров, живу настолько, насколько могу. И начальству это выгодно — они меньше платят налогов, которые все равно разворовываются. На большие заработки может рассчитывать лишь четверть водителей (результаты опроса водителей Санкт-Петербурга).

Аргументы о том, что на поступающие налоги содержатся школы, больницы, платится зарплата бюджетникам, не имели действия. Люди, подобные Анвару — а таких оказалось очень много — действительно имеют претензии к государству— как к нынешнему, так и к Советскому Союзу. Но, не имея возможности оспаривать деятельность прошлого и существующего правительства, искренне считают, что «просто возвращают свое». Логика простая: лучше синица в руках сейчас, чем журавль в небе когда-то потом. Это жизненное кредо можно осуждать, можно с ним соглашаться — но факт остается фактом: таких людей, живущих по принципу «здесь и сейчас», на трассах оказалось немало.

Из общего тона выпал, пожалуй, только один дальнобойщик, имя которого сознательно не хочется называть. Он свои доводы в пользу «серой зарплаты» мотивировал так: «Чтобы меньше платить алиментов!». Как говорил известный классик, каждая семья несчастна по-своему, но неужели дети заслуживают такого отношения? К счастью, из почти полусотни опрошенных водителей такой оказался всего один. И, может быть, недополучение денег он компенсирует своим детям каким-либо другим способом?

Сам себе хозяин — но не господин

Были среди опрашиваемых водителей и такие, кто сам является хозяином автопоезда. Или время было выбрано неудачное, или не привыкли они хвастать своими достижениями, но счастливыми людьми большинство из них не выглядело. О заработках говорили очень скупо, большей частью сетовали на то, как много денег уходит на содержание фуры, некоторые жаловались на диспетчеров, которые предлагают слишком низкие цены за перевозки. Жаловались на плохие дороги, на жаркое лето, на проливные дожди, на пробки по трассе, где ведется ремонт... Создалось впечатление, что люди зарабатывают деньги — и тут же их тратят, чтобы снова заработать денег. Практически все отмечали только одно преимущество своего положения: относительную свободу передвижения. Но зависимость от обстоятельств у этой категории людей оказалась гораздо сильнее, чем у тех, кто работает на хозяина.

Не агитируя никого в пользу той или иной формы оплаты тяжелого водительского труда, поскольку дело это сугубо индивидуальное, хотел бы еще раз обратить внимание на все «за» и «против» «белой» или «серой» схем. Возможно, кому-то приведенные высказывания покажутся неубедительными, а кому-то пригодятся для принятия серьезного решения. Во всяком случае, у каждого человека наверняка есть вопросы, на которые надо честно отвечать хотя бы самому себе.

Влад Ронин, журнал «Грузовоз»