Какие новшества приготовило правительство для владельцев грузового транспорта

«Нет ничего хуже, чем жить во времена перемен», — гласит старая китайская пословица. Похоже, в наибольшей степени она относится к автомобильным грузоперевозкам. Вот уже продолжительное время водители, владельцы транспорта и грузоперевозчики живут в состоянии постоянного стресса. Власти постоянно пытаются внедрить какие-то новшества, при этом совершенно не объясняя, какую конечную цель они преследуют. О «тайных планах» правительства и пойдет речь в этом обзоре. 

3,50 — цена справедливости?

С 2014 года планируется взимать покилометровую оплату с пробега груженого автомобиля. Проехал 1000 км с грузом — будь добр, отдай 3500 рублей государству. Деньги, как предполагается, пойдут на ремонт разбиваемых фурами дорог. Правда, есть один небольшой нюанс: предполагается, что вначале каждый перевозчик внесет за свою машину деньги на банковский счет, исходя из предполагаемого пробега, а затем, по мере предоставления документов о доставке груза, из этого депозита будут сниматься деньги «за пробег». Неиспользованный остаток государство обещается вернуть — или перевести в счет пробега следующего календарного года.

Первая реакция у большинства участников рынка по поводу нового дорожного сбора «3,50 за километр», — резко негативная, поскольку, он, несомненно, вызовет удорожание стоимости перевозок, да и не каждый автовладелец сможет внести на депозит достаточно приличную сумму. По разным оценкам, она может составлять от 300 до 700 тысяч рублей.

Но была высказана и другая точка зрения. По мнению некоторых руководителей средних и крупных автопредприятий, небольшие компании, ИП, работающие по вмененному доходу, откровенно демпингуют и значительно снижают стоимость перевозок. Низкие цены достигаются за счет работы по «черным» и «серым» схемам, ухода от уплаты налогов и экономии на «социалке». Введение единой ставки дорожного сбора должно как-то выровнять ситуацию:ведь в принципе, неважно, какая форма собственности у предприятия — все машины ездят по одним трассам и примерно одинаково загрязняют воздух. В новой ситуации, осторожно предположил один из руководителей большой компании, у «частников» есть два пути — или уйти с рынка, или объединяться, брать кредиты и за счет покрытия убыточных перевозок прибыльными рейсами, «выкарабкиваться» из этой ситуации.

Впрочем, пока еще новый сбор не начали взимать, и хотя нервозность есть, никто не может сказать, как действительно будет развиваться ситуация.

Осторожность оценки введения нового дорожного сбора имеет под собой вполне реальное обоснование. Взять хотя бы недавнее требование по введению тахографов. Большинство автовладельцев и водителей признают: сама по себе эта мера достаточно разумная, нацеленная на создание более комфортных условий труда и отдыха для водителей, забота о безопасности дорожного движения. Другое дело, что к ней оказались не готовы ни водители, ни автовладельцы, да органы власти, похоже, открыли для себя отсутствие в нашей стране достаточного количества производств по выпуску так необходимых тахографов. Но самое главное — в нашей стране просто нет такого уровня развития дорожной инфраструктуры, сервисных услуг, которые должны обеспечить введение новыхтребований. Но идея — именно как идея —  хорошая, и здесь правительству можно поставить условный «плюс».

К идее «3.50 за километр» —  несколько другое отношение. В определенной мере, некоторые перевозчики, с которыми нам удалось побеседовать, все-таки склонны видеть в ней не только заботу о состоянии российских дорог, но и некоторый «профессиональный» фильтр. Не смог встроиться в новые условия, заплатить за перевозку груза, или попался на махинациях (за это предусмотрены многотысячные штрафы) — меняй работу!

Между тем, все прекрасно понимают, что государству невыгодно полное разорение автоперевозчиков. Транспортная независимость, как и продовольственная, — одна из основ экономики страны. Поэтому можно быть уверенным — грузовые автоперевозки были, есть и будут существовать. Вопрос только в том, какими они станут?

Верной дорогой идете, товарищи?

Когда все будут поставлены в одни условия, будут выполнять единые требования по применению тахографов, уплате дорожных сборов и налогов, демпинговать станет экономически невыгодно. В правительственной программе развития автомобильных перевозок до 2020 года автор наткнулся на очень интересный документ. Речь идет о введении с 2018 года единой системы налогообложения для всех субъектов рынка автомобильных перевозок. Сейчас, как известно, существует два вида налогов — для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей. Не вдаваясь в подробности, различие можно пояснить так: ИП платят вмененный доход — в среднем, 12 тысяч рублей с машины, ООО, ЗАО и ОАО — налог на прибыль. Понятно, что ИП выгоднее с точки зрения налогоплательщика. Что меняет новая система налогообложения? Пусть не покажется это странным, но она меняет состояние рынка! Если сегодня «правила игры» устанавливают грузоотправители, которые, пользуясь острой конкуренцией среди перевозчиков, устанавливают свои цены на перевозку груза, то когда все будут поставлены в одни условия, будут выполнять единые требования по применению тахографов, уплате дорожных сборов и налогов, демпинговать станет экономически невыгодно. Отпадает необходимость в многочисленных «табуретках» и других «посредниках»: им просто нечего будет предложить ни грузоотправителям, ни владельцам транспорта. Их функция перейдет к логистическим терминалам, которые и будут заинтересованы в развитии системы перевозок. При выборе исполнителей заказов они будут руководствоваться не столько размером «отката», сколько надежностью и «прозрачностью» транспорта — контроль местонахождения груза с помощью ГЛОНАСС-GPS систем станет неотъемлемым требованием ко всем участникам рынка.

Безусловно, никому не хочется нести дополнительные расходы по приобретению и установке тахографов, платить непонятный пока «дорожный сбор» и переходить от «упрощенки»к полноценной уплате налогов. Несомненно и то, что каждый шаг по внедрению очередного новшества вызывает протесты тех, чьи интересы он ущемляет. Но эти меры — шаги по созданию действительно «рыночных отношений», максимально приближенных к тем, что существуют в развитых странах. И, пожалуй, реальный путь ухода от того «базара», который творится у нас сейчас.

 Владислав Ронин, журнал «Грузовоз»