«УАЗу альтернативы нет»

УАЗ внедорожникЕсли хотите ездить на внедорожнике, надо понять, для чего вам это нужно. Мечтаете путешествовать по заповедным местам родного края? Наматывать многие тысячи километров по горам, тайге и тундре России и ее окрестностей? Бултыхаться в грязи на джиперских соревнованиях и ночевать в автомобиле под снегом посреди болота? Или просто хотите без проблем перемещаться по нашим дорогам в любую погоду? В зависимости от ответа вам и нужно выбирать машину и готовить ее к дорожным и внедорожным испытаниям. О том, что надо сделать с внедорожником до и после того, как вы приступите к выполнению планов на эту машину, и о полном приводе как образе жизни — интервью с одним из руководителей тверского внедорожного клуба «4x4 Профи» Павлом Лепешенков.

 — Главное — определиться, с какой целью ты покупаешь внедорожник и для чего конкретно его готовишь. Если вы собираетесь участвовать в экспедициях, то определять спектр работ надо, исходя из того, какой конкретно выбран внедорожник есть подходящие машины — есть не очень. Но, как правило, все сводится к изменению подвески, дабы автомобиль смог «проглотить» все дорожные и внедорожные испытания на всем маршруте. При этом надо учесть, что при сборах в экспедицию значительно вырастет масса машины — она будет нагружена под завязку, и весь этот груз надо будет везти. Подвеска — это первое, на что вообще стоит обращать внимание. И, конечно, на «резину»: если хочешь отправиться куда-то далеко, то надо учитывать, что асфальт у нас есть не везде, так что на «шоссейке» далеко не уедешь. Если экспедиция планируется обычная, без отчаянного офф-роада, то этого достаточно.

Бывают и эксклюзивные экспедиции в какие-то отдаленные места, и тогда для подготовки машины необходим совершенно эксклюзивный подход. Одно дело — ты поехал на Север, другое — в Монголию. Это очень разные вещи, и подготовка к таким экспедициям будет серьезно отличаться. Но в любом случае — если ты хочешь ездить там, где, условно говоря, не ступала нога человека или ступала, но редко, — для этого, конечно, нужна подготовка.

— А если человек, приобретающий внедорожник, решил его использовать, чтобы ездить по охотам-рыбалкам в нашей среднерусской глуши, и экстремальных выездов не планирует? Какую машину ему лучше выбрать и что с ней нужно сделать, чтобы она не подвела в ответственный момент?

— Как правило, в таком случае выбор падает на УАЗ, потому что современных честных инома- рок-внедорожников, на которых можно ездить на охоту, на рыбалку — куда угодно, осталось очень мало. Из тех, что реально смогут ехать по бездорожью, на мой взгляд, можно выделить только Land Rover Defender, а еще 76-ю Toyota, но она официально не продается в России. Эти модели являются эталоном внедорожья. Есть еще достаточно крепкие пикапы — Toyota Hilux, Mitsubisi L-200. Они тоже вполне подходят для таких целей.

Конечно, на рынке сейчас продается множество кроссоверов, но вот покупать их для поездок по полям, горам и лесам я бы не советовал. Это хорошая машина для города, для нормальных дорог, а на охоте кроссовер чаще выступает в качестве трофея, который потом надо еще дотащить домой.

—  Если выбран УАЗ, что именно нужно в нем менять?

—  Для нефанатичного использования этой машины достаточно просто исправить заводские недоделки и недоработки и заменить слабые части. В частности, у уазика, по сути, нет подвески — ее надо поставить, нет колес, резины — ее тоже надо поставить, и имеет место не очень хорошее качество сборки—эта проблема решается проведением правильного ТО. А так УАЗу альтернативы нет — ни по характеристикам, ни по проходимости, ни по ремонтопригодности, ни по ценнику на обслуживание. Ведь что-то все равно ломается, как у «Лендроверов», так и у УАЗов. Но с уазиком ценник на ремонт совсем другой.

Взять, к примеру, УАЗ «Патриот». Если согласиться с правильной мыслью, что на заводе подвеску поставить забыли, несмотря на то, что она визуально присутствует, то самые бюджетные варианты по ее замене начинаются от 10 тысяч рублей. Все элементы подвески—амортизаторы, пружины, наполнение по рессорам — обходятся, как правило, где-то в 10-15 тысяч. Ну а дальше уже вопрос в желании и возможности потратить деньги- все дополнения для автомобиля имеют разную степень брендовости и разные характеристики. Первый проект автомобиля для охоты-рыбалки, в котором есть необходимый минимум всего оборудования, я думаю, обойдется в сумму до 150 тысяч рублей. Это будут лебедки, обвесы, нормальная резина, блокировки - все то, что забыли поставить на заводе для покорения внедорожья.

—А лично у вас какой автомобиль?

—  Уазик. Но на моем УАЗе уже перелопачено все, заводского изготовления остались только кузов и частично — рамы и мосты. Все остальное доработано или изменено.

—  И в какую сумму, например ежегодно, обходится вам доработка и содержание вашего уазика?

—  На самом деле не особенно в большую. Ведь все изменения проводятся постепенно и осознанно. И, кроме того, если человек понимает, какое оборудование он ставит на свой автомобиль, вероятность того, что он это сломает, становится намного меньше. Если же дать человеку полный прайс, в котором будет указано все, что можно поставить на машину, и предоставить ему возможность и средства поставить все, чего душа пожелает, я гарантирую, что он заберется в совершенно ненужные ему дебри, а потом переломает там все... Просто потому, что не будет иметь понятия, как всем этим пользоваться.

Есть у нас такая джиперская пословица: рядовому человеку выехать на подготовленном автомобиле — это все равно что надеть на него хорошие перчатки и выпустить его на ринг. Ко всему надо приходить постепенно.

-  А надо ли готовить тот же уазик для его использования в городе? С нашими-то дорогами...

-  Честно говоря, я вообще не понимаю, как с нашими дорогами можно использовать неполный привод. Например, этой зимой мне очень понравилась реакция окружающих на мою машину. В тот период, когда на регион наступали снегопады, у меня никто не спрашивал, зачем мне такая машина в городе, а все, наоборот, завидовали и гово рили: «Хочу такую же!».

Если брать тот же уазик, даже для городского использования, надо смириться, что с завода на нем стоит имитация подвески с очень средними характеристиками, и ни к чему хорошему это не приводит на любых дорогах. Так, для меня было большим откровением, когда я не прошел техосмотр на абсолютно стоковом «Патриоте». Мне рассчитали по формуле тормозные усилия переднего и заднего мостов, и по другой формуле, учитывающей массу автомобиля, высчитали, что тормозных усилий в этой машине не хватает! Так что принципиальная схема машины хороша, все, что надо, на ней есть — но вот исправлять, подправлять, усиливать в ней кое-что все равно придется... А потом уже — вперед!

—  Вы все-таки не просто автовладелец, но еще и спортсмен. Расскажите, а что нужно сделать с машиной, чтобы принимать участие в соревнованиях на внедорожниках?

—  Соревнования тоже бывают разные. Есть ориентирование, где в принципе подготовка автомобиля не особенно важна. Она должна быть сделана для добавления живучести автомобилю, но не более того. По проходимости в ориентировании особых требований к машинам нет. А вот трофи-рейды — чистое покорение грязи с небольшими элементами ориентирования. Здесь уже готовить машину надо сугубо индивидуально.

Если человек хочет попробовать себя в спорте, конечно, надо начать с ориентирования. Во-первых, это позволит ему понять, что такое внедорожник, как он себя ведет на просторах нашей Родины и что нужно менять в нем, для того чтобы он ехал лучше. Но, повторюсь, все очень индивидуально. Одному человеку будет не хватать блокировок для езды, а другой поймет, что может спокойно без них обойтись, и поставит лебедку. Все эти девайсы, все дополнения к машине априори надо делать по необходимости, которую чувствует конкретный человек на конкретной машине. То есть прежде чем тюнинговать машину, надо «тюнинговать» мозги.

—  Расскажите, пожалуйста, о вашем клубе. Что за люди в него входят, какие соревнования и экспедиции проводит клуб?

—  Внедорожный клуб «4x4 Профи» организовался три года назад. Это некоммерческое объединение адекватных людей, которые увлечены внедоро- жьем, туризмом — не обязательно на машинах — и совместным веселым времяпрепровождением. Сейчас в клубе порядка 200 действующих тверских членов. Мы и проводим соревнования, и участвуем в соревнованиях других организаторов, и, конечно, организуем поездки и экспедиции. За три года мы побывали во Владивостоке, в Мурманске —  даже два раза. Каждый год теперь ездим на Север — у нас это летний отдых. Я думаю, что члены клуба за это время намотали километров тысяч на сто-сто пятьдесят.
Из последних соревнований, которые мы проводили, 15 июня был очередной этап соревнований по ориентированию, входящий в Кубок клубов — некий альтернативный чемпионат России, из 15 этапов которого наш клуб проводит пять. Чуть раньше, 1 июня, был этап по трофи-рейдам.

—  А какие мероприятия планируете в ближайшее время?

—  Начнем с того, что маленькие, локальные «рейды выходного дня» — так это у нас называется — проводятся сейчас практически каждые выходные. Это делается просто^ кто-то из клуба выкидывает тему в форуме, например: «Я знаю замечательный зеленый камень на берегу замечательного черного озера, давайте туда доедем». Тут же набирается некоторое количество желающих — и народ едет. Из больших поездок 6 июля стартует экспедиция в Крым, по горам и побережью, туда уходят четыре машины. Начало августа — это опять Север: полуостров Средний, полуостров Рыбачий, мыс Котунтури — в общем, поездка практически по границе с Норвегией. С конца августа опять начнутся соревнования: планируются августовский и октябрьский этапы ориентирования. А в ноябре закроем спортивный год завершающим трофи-рейдом.

—  Каким должен быть новый член вашего клуба? Кто приходит в этот вид автоспорта?

—  А это не спорт, это образ жизни. Вообще полный привод — это в первую очередь свобода. Он невообразимо расширяет горизонты. Пока ты не сел за руль полноприводной машины, не прочувствовал ее — сложно даже представить, где ты можешь побывать, независимо от того, проложили туда в свое время дорогу или нет. И народ к этому приходит абсолютно разный. В нашем клубе есть самые разные люди — от адвокатов до врачей. Понять и почувствовать, твое ли это, можешь только ты сам.

Если кто-то хочет понять, чем эти люди дышат, проще всего залезть на наш форум, посмотреть, чем люди живут, и при желании начать с како- го-то шашлычно-покатушечного выезда. Потому что все-таки люди объединяются не машинами и не степенью подготовки, люди объединяются с людьми. Если общение пошло, если человек легко вошел в коллектив и ему, и с ним там хорошо — то он в нем останется, и тогда все проблемы технического плана решатся^ ему во всем помогут, все подскажут и все получится.

А вот по автомобильному признаку, по признаку марки, у нас люди никак не делятся. У нас многие ребята ездят на «китайцах» — на «Ховерах», но есть и легендарные «Лендроверы» и «Тойоты», уазиков — просто гора, есть «Нивы». То, на чем ездит человек — на «китайце» или на «легенде», — никакого дополнительного статуса ему у нас не придаст. Полный привод — это образ и стиль жизни. И отношение у нас к нему соответствующее.

Читайте также:

Источник: журнал  «Автовираж»