Ведущие производители автомобильных фильтров

Качественная фильтрация смазочных материалов, воздуха и топлива - принципиально важное условие обеспечения исправного функционирования систем и узлов автомобильной техники в течение длительного срока. О ведущих производителях автомобильных фильтров и пойдет речь в этом обзоре.

Конечно, без масляного, воздушного и даже топливного фильтра автомобиль будет сносно работать в течение определенного срока. Возможно, в некоем перспективно-утилитарном будущем, где все будет одноразовым, фильтрация и не понадобится, разве что для салонного воздуха. Но сегодня, когда мы хотим владеть своим нежно любимым автомобилем годами и не страдать от внезапно (будто бы ни с того ни с сего) возникающих неисправностей, вроде перебоев с топливоподачей, мы просто вынуждены очень тщательно очищать подаваемые в рабочие узлы и системы автомобиля смазочные материалы, топливо и воздух.

То есть к вопросу выбора фильтров надо подходить чрезвычайно вдумчиво, поскольку на рынке представлено огромное количество брендов и самых разнообразных образцов этих изделий. С одной стороны, вроде всем хорошо известно, что мировое производство важнейшего компонента всех фильтров - фильтровальной (в случае с автомобильными фильтрами, как правило, фенольной) бумаги сосредоточено всего лишь на нескольких специализированных фабриках. Причем в нашей стране таких, похоже, уже не осталось. И естественно, все глобальные производители фильтров, да и не глобальные тоже, закупают эту бумагу у крайне ограниченного числа поставщиков. Причем, по сути, вся бумага стандартна, она отвечает определенным требованиям и не может быть, грубо говоря, лучше или хуже, чем это регламентировано. Потому что, если, скажем, в топливном фильтре использовать бумагу более тонкой фильтрации, мы моментально рискуем получить сокращение пропускной способности и, как следствие, те самые пресловутые перебои в топливо- подачи. Впрочем, это довольно утрированный пример, но суть, повторимся такова - бумага у всех идентична.

Тогда сразу возникает вопрос: что делает уникальной продукцию конкретных производителей фильтров? Почему одни фильтры дороже, а другие дешевле? Почему в ходе многократных тестов мы видим, что изделия компании А гораздо лучше: и служат дольше, и фильтруют чище, чем изделия компании В?

Ответы на эти вопросы уводят нас в глубь технологических нюансов, касающихся и конструкции фильтров (бумагу можно по-разному сложить и расположить в корпусе), и технологии производства, и финального контроля качества, и множества иных аспектов, вплоть до условий хранения фильтровальной бумаги на складе. Поэтому давайте перейдем к знакомству с продукцией конкретных марок, чтобы сразу уяснить для себя, что отличает качественные фильтры.

Зарубежные производители автомобильных фильтров

Компания Bosch активно работает в области фильтрации, проводит множество исследований, регулярно актуализирует линейку. Все это в конечном итоге приводит к неуклонному совершенствованию выпускаемой продукции. Предлагаемая сегодня программа фильтров Bosch состоит из салонных фильтров и фильтров для двигателя.

В ассортимент топливных фильтров входят прямоточные фильтры для карбюраторных двигателей, фильтры Jetronic, предназначенные для бензиновых впрысковых двигателей, и фильтры для дизельного топлива. По способу исполнения они подразделяются на гофрированные: фильтробумага сложена и скреплена в местах соединения, и спиральные - бумага сворачивается по спирали. Как правило, в прямоточных фильтрах применяются гофрированные элементы. В фильтрах Jetronic и дизельных фильтрах выбор элемента диктуется производителем.

Фильтры Jetronic способны удерживать самые мелкие частицы грязи, размер которых даже меньше чем одна тысячная доля миллиметра. Их основная конструкция одинакова, но в зависимости от системы впрыска могут различаться подающий и обратный каналы.

Дизельные фильтры предназначены не только для удержания загрязнений, но также и для удаления воды, содержащейся в дизтопливе. Вода удаляется по гравитационному принципу - поскольку она тяжелее горючего, она собирается в специальные накопители, а более легкая солярка проходит внутри фильтра и идет к стоку. Дизельные фильтры представлены в виде сменных фильтрующих элементов, сокращающих затраты на монтаж, и в виде конструкций в сборе.
Масляные фильтры Bosch так же выпускает, как фильтры в сборе и сменные фильтрующие элементы. Фильтр в сборе включает в себя фильтрующий элемент из микроволоконной фенольной бумаги, перепускного и обратного клапанов. Большая площадь поверхности фильтрования и оптимальная пористость бумаги гарантируют высочайшую грязеемкость фильтров в совокупности с принципиально важным низким гидравлическим сопротивлением.
Тесты, проведенные специалистами Испытательного центра автомобильных изделий при Государственном научном центре РФ, показали 62% превышение нормативов отраслевого стандарта масляными фильтрами Bosch. Кроме того, они показали наилучший результат и по такому ответственному параметру, как тонкость отсева.

В серию салонных фильтров Bosch входят два типа фильтров: стандартные и угольные. В стандартных воздух проходит трехслойную очистку, при этом средний слой состоит из волокон, несущих электростатический заряд. Этот слой не допускает попадания в салон даже самых мельчайших элементов. В угольные фильтры, аналогичные по конструкции стандартным, интегрирован дополнительный слой из кокосового угля - наилучшего абсорбента, препятствующего проникновению в салон вредных газов и неприятных запахов.

Польский производитель фильтров компания Filtron известна на рынке с 1982 г. Сегодня компания входит в международный концерн Affinia Group. Более 50 % выпускаемой ею продукции идет на экспорт в страны Евросоюза, СНГ, а также Америки и Африки. Примечательно то, что более 2300 типов фильтров используется для конвейерных поставок на предприятия таких марок, как: Volkswagen, General Motors, Ford, Land Rover, Jaguar, Mercedes-Benz, Saab, Lotus, Harley&Davidson, Suzuki, Aston Martin. Естественно, продукция, ориентированная на вторичный рынок, полностью соответствует оригинальной спецификации автопроизводителей.

В 2007 г. Filtron открыл производственную компанию в Украине, а в 2010 г. - торговый офис и склады в России. В ассортименте все типы фильтров: воздушные, топливные, масляные, салонные, охлаждающих жидкостей, гидравлические, фильтры-осушители воздуха, а также фильтры промышленного назначения.

В прошлом году была разработана и внедрена в производство уникальная технология изготовления противопыльных угольных фильтров - технология ротационной плиссировки. Плиссировочный модуль - это наиболее важный компонент данной технологии. Его отличает новая специальная конструкция, в основе которой соответствующая форма и установка загибающей планки на поверхности валов. Благодаря этому машина способна плиссировать складки шириной от 16 до 36 мм.

Внедрение описанной технологии позволило увеличить производительность процесса более чем в четыре раза по сравнению с применявшейся прежде технологией плиссировки ножами. При этом было достигнуто значительное улучшение параметров и качественных выпускаемых фильтрующих элементов. Загибы и прессовка складок стали более точными, улучшилась стабильность размеров.

В скором времени компания планирует оснастить линию автоматической пилой для поперечной резки. Это обеспечит возможность максимального увеличения скорости плиссировки с существующей сейчас 320 складок/мин. до 600 складок/мин.

Fram (марка принадлежащая сегодня Sogefi Filtration) - один из крупнейших мировых производителей оригинальных фильтров, поставляемых на сборочные линии ведущих мировых автоконцернов: VW, Nissan, Volvo, Mercedes, Ford, Land Rover, Jeep, Daihatsu, Audi, Mazda, Jaguar, Fiat, Renault, GM, Iveco, Honda, Citroen, Peugeot и проч. В сегменте after-market дела марки также блестящи. В 2013 г. Sogefi рассчитывает получить более 30% вторичного рынка дизельных фильтров, для чего потребуется удовлетворять более 98% ежедневных запросов дистрибьюторов.

И, надо прямо сказать, этот расчет не беспочвенен. Инженеры Fram постоянно совершенствуют технологии производства и конструкцию выпускаемой продукции. Уже сейчас дизельные фильтры Fram способны улавливать 95% загрязняющих частиц размером до 5 микрон. Фильтры оснащаются электронагревателем топлива и датчиком уровня воды, определяющим наличие воды в топливе. Подобные инновации позволяют обеспечить стопроцентную защиту высокотехнологичной и крайне требовательной к качеству горючего системы Common Rail.

Автопроизводителям очень хорошо известны «фирменные» модули очистки моторного масла FL Sogefi, выдерживающие температуру до 160°С и сильнейший поток моторного масла, объемом до 65 литров в минуту благодаря синтетическому фильтрующему элементу и уникальной технологии гофрирования Chevron. Например, дизельные агрегаты Renault К9К, которые устанавливаются на таких популярных моделях французского автопроизводителя, как Twingo, Clio, Kangoo, New Scenic, Laguna, Megane, Micra, Qashqai, а также вся линейка Dacia, уже более 10 лет комплектуются модулями Sogefi. При этом практически одномоментно с запуском конвейерных поставок стартуют и продажи на вторичном рынке уже под брендом Fram.

Mercedes-Benz также выбирает системы FL Sogefi. Известный немецкий производитель автомобилей премиум класса предпочел эти модули, потому что они позволяют увеличить мощность моторов на 12-32%, снизив расход топлива на 10%.

Компания Hengst работает на рынке систем фильтрации уже более 50 лет. Ее продукция поставляется на конвейеры всех основных автопроизводителей. Кроме того, Hengst - это и активный участник вторичного рынка запчастей, в ассортименте которого более 5 тысяч позиций самых разнообразных фильтров. Причем на after-market идут те же самые фильтры, что предназначены и для ОЕ поставок без изменений конструкции, материалов и качества.

Еще один крупный конвейерный поставщик - MANN- FILTER. Для постоянного сохранения высокого уровня качества изготавливаемых фильтров компания регулярно проходит аудиторскую проверку на соответствие международным стандартам QS 9000 и/или VDA 6.1. Все новые модели конструируются, применяя так называемый фирменный «SEP» - Simultaneous Engineering Process или Синхронный Технологический Процесс, где подробно описаны все систематические процедуры процесса создания изделий. SEP учитывает и охватывает все фазы. В документе содержатся четкие указания по обеспечению качества продукции и технологических процессов на каждом из этапов.Специалисты компании прекрасно понимают, что повышенная тонкость очистки при одновременно увеличенных сервисных интервалах требует использования фильтрующих материалов нового поколения. Основой современных топливных фильтров от MANN+HUMMEL являются многослойные фильтрующие материалы MULTIGRADE F. Эти материалы гораздо более производительны по сравнению со стандартными фильтрующими материалами, представленными на рынке.

Благодаря использованию различных фильтрующих материалов серии MULTIGRADE F можно для любой цели, в зависимости от требуемой степени отделения частиц и воды, а также срока службы, оптимально подобрать фильтрующие системы топлива от MANN+HUMMEL, отличающиеся показателями производительности. Фильтрующие материалы серии MULTIGRADE F - это сочетание целлюлозной несущей среды и слоя специального фильтрующего материала Meltblown.

Multigrade выполняет жесткие требования производителей систем впрыска и защищает систему впрыска и двигатель, практически полностью удаляя воду из дизельного топлива и препятствуя образованию коррозии. Multigrade обеспечивает наиболее эффективную на настоящий момент фильтрацию благодаря стекловолокну.

Фильтр предварительной очистки для дизельного топлива PreLine - это инновационное решение в области предварительной очистки топлива для универсальной конструкционной системы. Среди его преимуществ стабильное водоотделе- ние, высокая функциональность (интеграция функций), высокая динамическая устойчивость, эффективный обогрев при подаче топлива, устойчивость к биотопливу, повышенный срок службы основного фильтра.
SCT - хорошо известная многим нашим читателям торговая марка, предлагающая масляные, топливные, воздушные и салонные фильтры. Используемая в них фильтробумага соответствует передовым требованиям и производится ведущими в этой отрасли фирмами - Binzer и Ahlstrom. В качестве смолянистой пропитки применяется резолноволак (масляные и топливные фильтры) и акрил (воздушные фильтры, в том числе и под высоким давлением).

Новые фильтровальные системы SCT-Filter отвечают самым передовым мировым тенденциям в области сокращения физических размеров фильтрующих элементов при повышении фильтрующей способности. Компактные элементы воздушных фильтров, имплементированы из многих параллельно расставленных и взаимозаменяемых закрытых каналов. Поступающий в них воздушный поток проходит через фильтровальную бумагу и затем направляется через соседний открытый канал наружу.

Важное направление деятельности SCT - воздушные фильтры нулевого сопротивления. В их основе лежат фильтрующие элементы с многослойной хлопковой марлей, которая пропитывается специальным составом. Эта марля зажимается между спрессованным алюминиевым экраном. Традиционный бумажный фильтр фильтрует воздушный поток одной поверхностью. В фильтре нулевого сопротивления благодаря конструкции обеспечивается большая площадь поверхности, что соответственно гарантирует задержание большего количества пыли. Частицы пыли последовательно осаживаются на слоях перекрещиваемых хлопковых волокон, обработанных особой масляной пропиткой MANNOL 9964.

Основная задача фильтров известного немецкого производителя Corteco - создавать в салоне автомобиля микроклимат, защищать и ограждать водителя и пассажиров от агрессивного воздействия пыли, гари, смол, пыльцы растений и паров кислот, растворенных в воздухе больших городов и промышленных районов. Являясь производителем полного цикла (производятся все необходимые для изготовления фильтров компоненты, ведется сборка, тестирование, упаковка готовой продукции), фирма активно участвует в разработке систем вентиляции салонов транспортных средств, сотрудничая с ведущими автопроизводителями. Благодаря такой тесной взаимосвязи инженеры и технологи Corteco имеют возможность не просто спроектировать фильтр, отвечающий самым высоким требованиям по качеству фильтрации воздуха, но и строго соответствующий указанным в конструкторской документации габаритам и геометрическим (присоединительным) размерам.

Когда на рынке фильтровальных материалов появились так называемые нетканые мембраны, то одной из двух первых компаний, запатентовавших данную технологию, была фирма «Фройденберг Групп» - ведущий европейский производитель салонных фильтров, которому принадлежит бренд Corteco.

Известно, что со временем, в зависимости от условий эксплуатации автомобильной техники, на салонном фильтре скапливается большое количество различных бактерий. Учитывая, что расплодившиеся на поверхности и внутри фильтровальной мембраны микроорганизмы могут представлять реальную опасность для обитателей салона автомобиля, компания Corteco еще на стадии производства фильтровального материала обрабатывает его специальными антибактериальными составами. При этом антисептическое покрытие, которое представляет собой напыление специального химического соединения по всей поверхности фильтра, не оказывает вредного воздействия на органы дыхания человека, так как: во-первых, технология обработки такова, что антисептики прочно удерживаются на поверхности фильтровальной шторы в течение всего срока службы фильтра, во-вторых, фирма использует исключительно допущенные Минздравом европейских стран средства. И как показали лабораторные эксперименты, нетканые фильтровальные материалы, производимые на заводах компании Corteco, обладают водоотталкивающим эффектом, что вкупе с антисептическим покрытием эффективно тормозит размножение на их поверхности микроорганизмов.

Для склонных к аллергии людей Corteco изготавливает фильтры, имеющие слой специального активного адсорбента - угля, который связывает на своей поверхности, растворенные в воздухе вредные для здоровья человека химические элементы.

Именно такие модели наиболее качественно отсеивают и нейтрализуют пыльцу растений. Угольный фильтр также обеспечивает и более эффективную защиту органов дыхания от негативного воздействия окружающей среды города. Не допускает проникновения в салон автомобиля копоти, смол, кислотных испарений, бензолов, формальдегидов, продуктов износа тормозных колодок и автомобильных шин.

Автомобильные фильтры российского производства

Теперь переходим к отечественным производителям. После долгого перерыва, три года назад компания «БелМаг» провела расширение ассортимента выпускаемой продукции и возобновила производство масляных фильтров для автомобилей ВАЗ 2101, ВАЗ 2105 и ГАЗ 3105. При их изготовлении используется высококачественная фильтровальная бумага, а также самые современные материалы и технологии. Инженерами фирмы была разработана уникальная конструкция корпуса масляных фильтров «БелМаг», которая существенно упростила их монтаж и демонтаж. Надежность противодренажного фильтра полностью исключает даже малейшую вероятность «масляного голодания» при запуске двигателя. Стопроцентная герметичность корпуса обеспечена за счет применения дополнительного уплотнительного кольца между крышкой корпуса и пластиной.

Также три года назад линейка «БелМаг» пополнилась и серией воздушных фильтров для карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ. Кроме того, в нее вошли фильтры для автомобилей ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402. Здесь также при изготовлении используются только самые современные материалы и технологии. Среди них можно в частности выделить применение металлической сетки, придающей фильтрам необходимую прочность.

Завод «Автоагрегат» из города Ливны может по праву считаться крупнейшим в нашей стране и СНГ производителем фильтров и фильтрующих элементов для очистки масла, воздуха и топлива. Регулярно увеличивающаяся номенклатура выпускаемой продукции на данный момент превышает 400 наименований фильтров и фильтрующих элементов.На предприятии налажен полноценный производственный процесс, включающий штамповку, сварку, сборку, окраску, мехобработку металлов резанием, гальванику и проч.

Для производства ливненских фильтров используется импортная фильтровальная бумага (преимущественно фирмы Ahlstrom) и клей. При этом интеграция зарубежных ноу-хау гармонично сочетается с внедрением собственных разработок инженеров компании. Подобный технологический сплав позволяет выпускать качественную продукцию с высокой степень стабильности.

Сегодня основные потребители ливненских фильтров это КамАЗ, АвтоВАЗ, «Автомобильный завод «Урал», «Алтайский моторный завод», «Ростсельмаш», «Красноярский комбайновый завод», Волгоградский тракторный завод, ГАЗ и другие автомобиле- и тракторостроительные заводы, а также авторизованные центры технического сервиса перечисленных предприятий. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что уже почти 10 лет ливненский «Автоагрегат» поставляет фильтрующие элементы очистки воздуха двух наименований на сборочный конвейер всеволожского «Форда». Мировые самые свежие новости сегодня Это ли не лучшее подтверждение качества продукции отечественного производителя?

Петербургская компания «БИГ Фильтр» также производит фильтры, поставляемые на российские автосборочные предприятия иностранных автобрендов. Хотя эта компания значительно моложе своего ливненского коллеги - она была создана в 1988 г. Сегодня «БИГ Фильтр» выпускает все виды автомобильных фильтров - более чем 1300 разнообразных видов - причем не только для российских, но и иностранных моделей автотехники.

Примечательно то, что на настоящий момент «БИГ Фильтр» является единственной российской фирмой среди производителей фильтров, сертификат качества которой подтверждается международными экспертными группами IQNet и ACCREDIA/ SINCERT. Кроме того, «БИГ Фильтр» также единственная компания в этом ряду, которая еще в 2011 г. была сертифицирована по прогрессивному стандарту ISO/TS 16949.

Производственные мощности «БИГ Фильтр» оснащены немецкими и австрийскими литьевыми машинами, израильскими программами и холодильными установками, американскими сварочными лазерами, итальянскими, корейскими и финскими полуавтоматическими станками. Благодаря применению специальных групповых технологий «БИГ Фильтр» может оперативно изменить ассортимент выпускаемой продукции, поставив на конвейер новые виды фильтров.

Зная все это, сразу становится понятно, почему калужский завод «Фольксваген» выбрал «БИГ Фильтр» в качестве локализованного поставщика на свое предприятие. У компании не было ни одной рекламации с 2010 года, она получила 89 баллов из 100 по оценке VW.

Не так давно были проведены переговоры и с еще одним калужским оператором - автоконцерном PSA Peugeot Citroen. В ходе оценочного аудита на соответствие требованиям к международным поставщикам, после ознакомления с потенциалом и возможностями компании представители PSA дали позитивную оценку и выразили уверенность в готовности BIG Filter выступить в качестве поставщика для гарантийной сети PSA.

Читайте также:

Эдуард Столяров, журнал "Автокомпоненты"