Как правильно выбрать тормозные колодки

Продавцы разбивают тормозные колодки для автомобилей, по крайней мере, на три категории качества со значительной разницей в цене.

Категория 1. Качество оригинального поставщика

Эти тормозные колодки полностью соответствуют требованиям производителей автомобилей и могут использоваться при комплектации машин на конвейере автозавода (прямые поставки) или поставляться на вторичный рынок как оригинальные (эту часть продукции на первичном и вторичном рынке обозначают эмблемой автомобиля), так и в упаковке фирмы-изготовителя. В первом случае колодка может стоить на 30-50% дороже.

В последнее время ситуация еще более усложнилась - возникает целая иерархия, основанная на разделении труда. Автозаводам становится выгодно собирать автомобиль на конвейере из возможно более крупных узлов. Специализированным фирмам-разработчикам тормозных систем в свою очередь выгодно заниматься не только разработкой тормозов и поставкой на конвейер отдельных деталей, но и снабжать автосборщиков уже готовыми, полностью собранными тормозными механизмами. При сборке этих механизмов используются колодки оригинального качества, приобретенные у специализированных фирм. В этом случае колодки маркируют логотипом поставщика тормозной системы независимо от того, кто их действительный производитель. Тормозные системы в сборе могут так же поставляться и как запчасти на вторичный рынок.

Итак, современные колодки оригинального качества могут самостоятельно разрабатывать лишь несколько специализированных компаний. На вторичный рынок эта (по сути одна и та же) продукция может поступать в трех видах:

•  С логотипом автопроизводителя (эта версия самая дорогая);

•  С клеймом поставщика тормозных систем вместе с тормозными системами (а иногда и в запчасти к ним);

•  С собственным логотипом производителя и разработчика колодок.

И еще. Ряд передовых производителей колодок выпускают специальные серии изделий, некоторые свойства которых выше, чем требование заводов изготовителей (при обязательном соответствии всех остальных характеристик). Эти колодки также считаются колодками «оригинального» качества, которые можно использовать для улучшения некоторых характеристик своего автомобиля.

Категория 2. Колодки «качества запасных частей»

При проектировании и изготовлении таких колодок изготовитель допускает свои конструкторские и технологические «вольности» и не придерживается документации производителя, тем не менее, соблюдает правила сертификации, получения разрешения на эксплуатацию и т. д. Разброс цен очень большой, но, как правило, аналогичные изделия стоят в 2-3 раза ниже «оригиналов».

У колодок «оригинального качества» и колодок «качества запасных частей» разная разрешительная нормативно- законодательная база. Для допуска на конвейеры европейских автозаводов тормозные системы в целом (а не колодки) должны удовлетворять требованиям Правил № 13 (13Н) ЕЭК ООН (Европейской Экономической Комиссии ООН) или Федеральным законодательным документам, в основе которых лежит это Правило. И, самое главное, отвечать требованиям производителей, которые чаще всего более жесткие и конкретные, чем нормативы. Сменные тормозные колодки, поставляемые в запчасти, должны соответствовать нормативам ЕСЕ R90 (или Правилам № 90 ЕЭК ООН, как их называют у нас) иначе эксплуатация колодки на дорогах Европы не допускается. Стандарт ЕСЕ R90 по своей сути определяет только основные параметры безопасности и допускает 15-ти процентное отклонение от характеристик колодки «оригинала».

Категория 3. «Экспортная линия»

При производстве этих изделий изготовители учитывают нормативы страны-импортера. Как правило, это изделия для стран, где регламентирующие документы допускают более низкие (экологические или какие-либо другие) показатели. Например, страна, для которой предназначены колодки, не присоединилась к ЕСЕ R90. Никакой гарантии не попадания на наш рынок такой продукции нет. И, если она все-таки попадает, то продают ее довольно дешево.

Можно столкнуться с еще одной категорией качества - так называемые «экстремальные» (не путать со спортивными) колодки. Они предназначены для автомобилей полиции, скорой медицинской помощи, машин спецслужб, такси и т. д. Их порой используют жители горных районов и любители быстрой езды. Тормозные свойства у этих колодок самые высокие, но обычно у таких колодок заметно меньший ресурс. Их цена может быть процентов на 25 ниже оригинала.

Кроме того, раз уж упомянули о спорте, то нужно сказать, что при большом желании можно найти специальные колодки, спроектированные и выпускаемые для спортивных автомобилей. Несмотря на то, что формально (по размерам) некоторые из них могут подходить на ряд обычных автомобилей, эффективность их использования на машинах со штатной тормозной системой чаще всего очень низка. Поэтому применение таких колодок на серийном автомобиле недопустимо.

Вывод: экономия на тормозах разумна только в том случае, если качество (во всех смыслах этого слова) остается на уровне. Единственно возможный способ такой экономии - установка изделий оригинального качества в упаковке производителя.

Читайте также: