История Rolls-Royce

Джон Леннон не любил водить машину, пользуясь услугами личного водителя. Но это не значило, что для Джона было не важно, на заднем сиденье какого автомобиля он передвигается по английским просторам.

В свои 25 лет, на пике славы, певец купил Rolls-Royce Phantom V. Этот крокодил весил 3 тонны и имел длину 5,8 м. Машина была окрашена в матовый черный цвет и имела стальную хромированную радиаторную решетку. В модель были добавлены: радиотелефон, телевизор и холодильник (и это все в 1965 году!!! - прим. автора). Кроме того, заднее сидение было полностью переделано в двуспальную кровать.

В 1967 году Джон сделал заказ в кузовной компании J.P. Fallon Limited с пожеланием перекрасить его Роллс-Ройс в новый цвет (см. фото). Художники-цыгане, что выполняли эту работу, своим исполненным трудом привели Джона в неописуемый восторг.

Показательной же стала история, случившаяся в мае 1967 года в центре Лондона, когда одна престарелая леди, узрев эту необычную машину на улицах города, бросилась на нее переполненная гневом со своим зонтом, с криками: «Свинья! Как ты посмел, сделать такое с Роллс-Ройсом!».

Случай этот абсолютно точно отражает отношение британцев (как поколение 70-ых, так и современных представителей Great Britain) к марке, которая, несмотря на далеко не британскую «окраску» акционерного капитала, до сих пор остается символом Великобритании.

А начиналось все самым заурядным образом. Два талантливых человека (Чарльз Ролле и Генри Ройс) в мае 1904 пообедали и договорились, что Ролле будет производить автомобили, а Ройс их продавать, а позднее создали компанию Rolls-Royce Limited.

Первый шедевр не заставил себя ждать. Автомобиль Silver Ghost (Серебряный дух), названный так за серебристый цвет и бесшумный мотор, появился на свет в 1906 году. Авто было отмечено отменной плавностью хода, совершило фактически безостановочный пробег в 14371 милю и было названо лучшим автомобилем в мире.

А уже в 1914 году в начале Первой Мировой Войны в ответ на потребности государства был произведен на свет авиадвигатель - Eagle, в результате обеспечивший половину лошадиных сил, использованных в воздушной войне союзниками. Eagle также отличился тем, что с его помощью был осуществлен первый прямой трансатлантический перелет и первый перелет из Британии в Австралию.

К слову, о родстве с Bently... Еще в 1931 году, вследствие финансовых затруднений, которым подверглись многие в период Великой депрессии, компания, значительно отличающаяся по размерам от Rolls-Royce, была приобретена последним. И еще до недавнего времени марки отличались лишь незначительными деталями, в том числе радиаторной решеткой. Лишь в 1998 году компания сменила собственника на немецкую компанию Volkswagen Groupe.

В 1907 году на решетке радиатора автомобилей Rolls-Royce появилась первая эмблема, состоящая из двух букв «R». В 1911 году на капоте появилась фигурка «Летящая леди» («Дух экстаза», «Серебряная леди»). Она была создана по заказу известного аристократа лорда Монтегю.

Он заказал ее известному художнику Чарльзу Сайксу. Образом для статуэтки стала любовница самого лорда Монтегю - Элеонора Торнтон. Ройс отнесся к эмблеме скептически. По его мнению, «дама на капоте» мешала обзору, и сам он предпочитал ездить на машине без фирменной фигурки. Впрочем, в то время мистер Ройс был слишком болен, чтобы сильно переживать из-за подобных мелочей, так что вопрос с инсталляцией «Духа экстаза» на капоты «Роллс-Ройсов» решился положительно.

В 1907 году на решетке радиатора автомобилей Rolls- Royce появилась первая эмблема, состоящая из двух букв «R». В 1911 году на капоте появилась фигурка «Летящая леди» («Дух экстаза», «Серебряная леди»).

Однако поголовно автомобили марки Rolls-Royce стали оснащаться ею только в 1920 году, а до того времени статуэтка предлагалась в качестве опции, причем первые четыре года скульптор, получивший эксклюзивное право на все заказы вплоть до 1948 года, делал ее посеребренной, но в результате частых краж (ибо многие верили, что «Дух» отливают из чистого серебра), перешел на сплав из меди и никеля, а также баббита, покрытого хромом (позднее ее делали из бронзы и хромированной нержавеющей стали). На каждой из фигурок художник оставлял свой автограф. Вот почему The Spirit of Ecstasy тех лет пользуются повышенным спросом у коллекционеров. На заказ ее по-прежнему можно было покрыть серебром или золотом, а также заказать отливку из этих драгоценных металлов полностью.

В 30-х годах «Серебряная леди» преклонила колени. Это произошло на модели Rolls-Royce Phantom III, которая развила скорость в 150 км/ч. Стоящая в полный рост фигурка выглядела уже негармонично. Сегодня «Серебряная леди» мгновенно исчезает под капотом в двух случаях: при ДТП - автоматически, а также механически - нажатием кнопки на приборной доске (защита от вандалов).

Интересно, что Rolls-Royce не указывала мощность двигателей своих автомобилей, характеризуя её как «достаточную». Эта традиция сохранялась вплоть до появления модели Silver Seraph (1998) и установки на Rolls-Royce двигателей BMW.

В 60-х финансовое положение Rolls- Royce стало неудовлетворительным, а в 1971 компания была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив около 250 млн. долл. Но при этом компания была разделена на автомобильную компанию, входящую в Rolls-Royce Motor Holding - выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты и на Rolls-Royce Ltd - авиационное подразделение по выпуску реактивных двигателей, которая с 1971 по 1987 находилась под управлением государства и приватизирована в 1987, после чего сменила название на Rolls-Royce Pic.

По итогам данных преобразований Rolls-Royce Pic получил право использовать торговую марку Rolls-Royce, а также право заблокировать решение о покупке Rolls-Royce Motor Cars любым зарубежным покупателем.

Последним значительным историческим изменением для компании стала смена собственника. По соглашению, заключенному в конце 90-ых между BMW и Volkswagen, последний приобрел заводы Bently и Rolls-Royce, a BMW купил имя Rolls-Royce. Впоследствии Volkswagen свернул производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширил производство Bently. BMW же начал производство автомобилей под знаменитым брендом на новом заводе в Гудвуде.

Относительно качества производимых автомобилей нельзя не сказать, что по официальной информации компании каждый собранный автомобиль Rolls-Royce подвергается тестовому пробегу в несколько сотен миль, потом его вновь разбирают, каждая его деталь тщательнейшим образом проверяется и только после этого происходит окраска кузова и окончательная сборка. Окрашивание осуществляется в 12 слоев, при этом каждый из слоев полируется, прежде чем будет нанесен следующий. Каждая фигурка на капоте также в обязательном порядке проходит процедуру полировки.

Интересно, что Rolls-Royce не указывала мощность двигателей своих автомобилей, характеризуя её как «достаточную». Эта традиция сохранялась вплоть до появления модели Silver Seraph (1998) и установки на Rolls- Royce двигателей BMW. И самое главное: Rolls- Royce собирают только в Великобритании.

Источник: журнал «ВМашине»