Как "Козел" "Патриотом" стал

У этих двух представителей отечественного автопрома много общего. Но разные стратегии развития, как известно, приводят к разным результатам. Есть ли шансы у ГАЗа затмить своего более удачливого конкурента? Для группы «ГАЗ» новейшая история в 1990-х началась на удивление счастливо. «Газель», очень похожая на Ford Transit 1986 года выпуска, благодаря невысокой цене (в 4 раза ниже против аналогов вроде того же Transit или Mercedes-Benz Sprinter) ударными темпами оккупировала половину сегмен­та легкого коммерческого транспорта (LCV).

А автобусы груп­пы - ПАЗ и ЛиАЗ - занимали порядка 60% своего рынка в Рос­сии, размеренно трудились подразделения автокомпонентов, силовых агрегатов, и даже оплот советского авт омобилест ро­ения -«Урал»- удерживал около 10% сегмента тяжелых грузо­виков. Бизнес-мод ель, основанная на развитии собственных брендов, работала скорее по инерции, однако исправно обес­печивала ГАЗу оборот примерно в 6,2 млрд долларов. В те времена у «Северстали» - бизнеса Алексея Мордашо­ва - было великое множество направлений. А вот производ­ства автомобилей пе было.

В конце 1990-х идеологический гуру компании «Северсталь-инвест» и будущий владелец «Соллерса» Вадим Швецов сумел убедить своего шефа в пер­спективности авторынка. Так поставщик прокатной стали на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) получил конт­роль над изрядно задолжавшим ему партнером. Вероятнее всего, в Ульяновске и пе заметили, как обрели новое руко­водство. Но изменения не заставили себя ждать: новая «пат­риотичная» версия уазика, прозванного в народе «козлом», произвела на рынке фурор. «Был даже момент, когда, чтобы купить Patriot, потребители вставали в очередь, вели списки у дилера», - вспоминает специалист по автопрому независи­мого аналитического агентства «Инвесткафе» Максим Лобада.

Как результат - весомые 14% рынка в сегменте городских кроссоверов (SU V). Примерно столько же занимала в секторе легких коммерческих авто «пирожковая» версия уазика. К 2005-му одного УАЗа г-ну Ш вецову явно стало мало. Под руку на удивление удачно подвернулся полузаброшенный Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах, выпускавший «Оку» и мотоколяски для инвалидов. Вот здесь-то и было принято судьбоносное решение, опреде­лившее дальнейший путь развития компании: на мощностях нового актива появилось первое совместное предприятие «Северсталь-авто» - с южнокорейской SsangYong.

«Идея раз­виваться через партнерство с международными автопроиз­водителями появилась у нас еще в 2002-м. Несмотря на то что тогда на рынке еще доминировали отечественные бренды, было понятно: в перспективе конкуренция станет глобаль­ной, потому что в России будут присутствовать все мировые автоконцерны, - объясняет первый заместитель гендирек­тора «Соллерса» Николай Соболев. - Причем нас интересует прежде всего полноценное сотрудничество, которое позво­ляет участвовать не только в производстве, но и вдистри- бьюции». Все шло но плану: вместо малолитражек мощности загрузили сборкой SsangYong Rexton, а «Северсталь-авто» стала эксклюзивным дистрибьютором марки в России.

После развала СССР для российских автопроизводителей наступили темные времена. тут Ютясь в цехах образца середины прош­лого столетия, машиностроители методом проб и ошибок искали способы выживания, АвтоВАЗу, например, повезло: люди по инерции покупали де­шевые «жигули». Как в анекдоте: «Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус». Однако не все сумели поймать удачу. Вот группа «ГАЗ», ока­завшись под контролем Олега Дерипаски, собрала под одной крышей 18 за­водов, кое-как дотянула до финансового кризиса... И, пытаясь создать кон­курентоспособный продукт, благополучно превратилась в банкрота. Проект «Северсталь-авто» (впоследствии переименованной в «Соллерс») по строи­тельству нового отечественного автомобиля был более успешным, хотя и не долгоиграющим. Правда, удалось вовремя подготовить запасной аэродром, образовав CП с иностранным производителем. Вдохновившись результатами коллег, ГАЗ решил пойти той же дорогой. Но сможет ли он догнать конку­рента, пока остается под вопросом.