Sollers жмет на ГАЗ

В конце 90-х идеологический гуру «Северстальинвеста» и будущий владелец «Соллерса» Вадим Швецов сумел убедить своего шефа Алексея Мордашова в перспективности авторынка. Начало было скромным - 4 тыс. штук в год, и хотя потом количество выпускаемых машин выросло в 3 раза, уравнивать такой объем с 66 тыс. уазиков (пиковое производство в 2007 году) не стали. «Однако их доля в чистой прибыли компании все равно ощутимее, так как корейские джипы значительно более рентабельны, чем УАЗы», - отмечает аналитик «Велес Капитала» Василий Танурков.

 

За три года удалось раскрутить азиатский бренд в России, не без гордости рассказывает Николай Соболев, К удачному тандему с корейцами добавились контракты с Fiat по выпуску различных моделей, в том числе фургончика Fiat Ducalo, а также с японской Isuzu (легкие грузовики), В итоге к началу финансового кризиса компания хотя и имела небольшой по сравнению с ГАЗом оборот - 1,9 млрд долларов, по выглядела более перспективно. 11о словам г-на Соболева, с запуском в этом году нового кроссовера New Aclyon суммарные российские продажи марки SsangYong превысят 25 тыс, машин, при этом уже сейчас их доля в сегменте SUV свыше 7% (в 2010-м, поданным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ). в нашей стране было продано 12,5 тыс. машин марки SsangYong).

КАК РОДИЛСЯ «СОЛЛЕРС»

Для управления автомобильным хозяйством в 2002-м у «Северстали» появилась «дочка» - «Северсталь-авто», куда были переданы активы Ульяновского автомобильного завода и Завода малолитражных аато. На волне успеха в апреле 2005-го было проведено IPO: за 30% акций выручили около 135 млн долларов А к 2007 году капитализация компании превышала 1 млрд долларов. Возможно, именно это побудило Вадима Швецова (владел 8,7% акций) в январе 2007-го выкупить у г-на Мордашова 49,3% акций. Если верить представителям «Соллерса», оплата осуществлялась по рыночным ценам, значит, стоимость приобретения можно оценить в 500 млн долларов. Г-н Швецов пояснил, что для совершения сделки продал свой 1,5-процентный пакет ценных бумаг «Северстали» и другие активы, которые принадлежали ему в стальной отрасли. Год спустя провели ребрендинг-так появился «Соллерс», Сегодня Вадим Швецов контролирует 58% акций этой компании, остальное находится в свободном обращении на бирже.

«ТИТАНИК» О ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСАХ

А ГАЗу, пожалуй, т ак никогда и пе довелось бы узнать пекла настоящей рыночной конкуренции, если бы в один поистине черный день руководству предприятия не пришло в голову модернизировать подразделение легковых автомобилей. Недосягаемая мечта советского гражданина - «Волга» и в прежние времена звезд с неба не хватала из-за дороговизны (если сравнивать с «москвичами» и «запорожцами»), В лучшие годы авто занимало незначительную долю рынка, но считалось элитным, что всех устраивало. Однако потом ситуация изменилась. На фоне представительских BMW советский бизнсс-мобиль, пусть даже в слегка модернизированном виде, выглядел совсем тускло -даже государственные учреждения прекратили его брать в качестве служебного, а уж частники с деньгами и подавно предпочитали иномарки. Продажи падали, и к 2008 году у «Волги» осталась скромная доля в 1,2% рынка. Именно в этот момент руководство ГАЗа решило подтянуть отстающее направление - а в результате чуть не потопило всю компанию.

Новый проект Volga Siber оказался откровенно провальным. На ГАЗе почему-то взялись изобретать велосипед и пошли по схеме совместного производства «наоборот»; из комплектующих Chrysler начали собирать машины под отечественным брендом. Российская копия американского Chrysler Sebring вчистую проигрывала более технологичным и недорогим «корейцам». «В неудачное время был выбран неудачный проект», - лаконично замечает аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. Потратив на закупку оборудования и комплектующих порядка 500 млн долларов, ГАЗ не только не смог окупить вложения, но еще больше увяз в долгах в кризис: сегменты ГСУ и тяжелых грузовиков-ключевых для группы направлений - просели в 3 раза, пропорционально уменьшив оборот. «В 2008-м автопроизводителям приходилось брать займы на повседневные нужды, чтобы просто платить людям зарплату, - отмечает Василий Танурков. - Например, АвтоВАЗ привлек на эти цели около 2 млрд долларов государственной помощи». Текущий долг «газовцев», по оценкам экспертов, составляет порядка 1,5 млрд долларов. Из-за резкого сокращения выручки в начале 2009-го компания допустила дефолт по облигациям, констатирует аналитик RMG Андрей Третельников. Но правительство не позволило холдингу пойти с молотка: ГАЗу были предоставлены госгарантии в размере 667 млн долларов. Эти средства дали возможность реструктуризовать задолженность и на два года отложить выплату основной суммы.

Пока ГАЗ превращал Chrysler в «Волгу», в «Соллерсе» (ребрендинг «Северсталь-авто» был проведен в 2008 году) решали совсем другие проблемы. Производство уазиков после «патриотичного» всплеска тихо-мирно пришло в упадок. По мнению Максима Лобады, к приостановке производства этих моделей Ульяновским автомобильным заводом привело повышение «Северсталью» отпускных цен на прокатную сталь. Однако представители бывшей материнской компании утверждают, что УАЗ никогда не имел привилегий по обеспечению материалами. Впрочем, полагают эксперты, ничего критичного в этом событии нет, «Снятие УАЗов с производства - новость скорее позитивная, - рассуждает Василий Танурков. - Маржа с их продажи слишком мала, а хлопот много». Тем более что другие направления «Соллерса» плодятся и множатся. «Новая компания успешно вывела на рынок фургоны и микроавтобусы Fial Ducato, которые активно вытесняли «Газели», - приводит пример Елена Сахнова. Если в 2008-м Fiat Ducato занимал всего 1,2% сегмента LCV, то в 2009-м его доля выросладо 9,4% при общем падении продаж на автомобильном рынке.

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Едва не разорившись, на ГАЗе поняли, что пришло время меняться, и встали па проверенный к тому времени другими игроками путь промсборкй зарубежных авто. essay writing В декабре 2010-го было подписано соглашение с концерном Daimler, согласно которому планируется ежегодно выпускать 25 тыс. фургончиков Mercedes-Benz Sprinter. «В России объем рынка легких коммерческих автомобилей составляет около 117 тыс. штук, а к 2020-му, как ожидается, он вырастет примерно до 275 тыс.», - объясняет решение своей компании инвестировать в совместный проект 100 млн долларов глава Mercedes-Benz Vans ФольКер Морихинвст. В феврале 2011-го было анонсировано партнерство с концерном General Motors (СМ), в рамках которого в Нижнем Новгороде будут собирать до 30 тыс. моделей Chevrolet Aveo. «На ГАЗе есть квалифицированный персонал, однако под повое поколение Aveo требуется специальное оборудование, Именно поэтому мы объявили, что производство стартует не ранее середины 2012 года. Безусловно, это потребует дополнительных инвестиций, но цифры мы не разглашаем», - комментирует директор но связям с общественностью GM в России Сергей Лепнухов. Василий Танурков предполагает, что инвестирование целиком возьмет на себя СМ.

Таким образом, сегодня группу «ГАЗ» и «Соллере» объединяют схожие стратегии и структуры активов. Но есть и существенные различия; долги ГАЗа с одной стороны и честно заработанная компанией Вадима Швецова временная фора - с другой. Большинство экспертов уверены, что мяч однозначно на стороне последнего. «Перспективы «Соллерса» представляются гораздо более очевидными, поскольку у них интереснее набор продуктов», - категоричен Василий Тапурков. Кроме того, у кредиторов никогда не было нареканий к прозрачности компании, в то время как группа «ГАЗ» последний раз присылала отчетность в 2007-м, добавляет Елена Сахнова.

Проблемы ГАЗа - морально устаревшая «Газель» и неработающие пока соглашения с зарубежными компаниями при серьезной долговой нагрузке до 2015 года. «ГАЗу стоит оставить свои амбиции в легковом сегменте и попробовать сконцентрироваться на сферах, где у него большая доля рынка, например на сегменте коммерческих транспортных средств и автобусов», - советует г-жа Сахнова. Но есть и оптимисты; Андрей Третельников прогнозирует, что при благоприятной рыночной конъюнктуре ГАЗ может восстановить позиции в течение двух-трех лет. Ну а дальше все будет зависеть от удачи. До сих пор везло бизнесу г-на Швецова. Но пе веч но же ГАЗу ходить в неудачниках?