Рынок масляных фильтров в России

Потенциальная емкость рынка автомобильных масляных фильтров в России каждый год в период с 2009 по 2012 гг вырастала в среднем на 1%, подсчитали эксперты AS Marketing. О том, какова ситуация на рынке масляных автомобильных фильтров и как правильно подобрать для себя этот необходимый расходный материал и пойдет речь в этом обзоре.

Автомобильный масляный фильтр состоит из фильтрующего элемента, обратного и перепускного клапана, объединенных в одном корпусе, и служит для фильтрации продуктов окисления, сажи и
частиц износа деталей двигателя.

Статьи по теме:

  1. Топливные автомобильные фильтры;
  2. Как самому поменять масло в автомобиле;
  3. Масляные автомобильные фильтры;
  4. Автомобильные фильтры.

Сейчас в автомобилях используются в основном два типа масляных фильтров — фильтр-вставка и фильтр в сборе. От конструкции и качества масляного фильтра зависит долговечность двигателя.
В современном автомобилестроении обычно применяют две схемы очистки масла: полнопоточную, состоящую из одного фильтра, и комбинированную, в состав которой входит еще и перепускной (частично поточный) фильтр.

В настоящее время полнопоточная система очистки масла наиболее широко применяется в автомобилях с бензиновыми двигателями. Все масло, идущее от масляного насоса, фильтруется, а затем подается под давлением в двигатель.

Комбинированные системы очистки масла (в отличие от полнопоточной) лучше сохраняют физико-химические свойства масла и, как следствие, существенно увеличивают ресурс двигателя.

Специалисты выделяют следующие основные причины отбраковки масляных фильтров:

•  низкое качество и/или чрезмерная толщина фильтровальной бумаги — это сокращает срок эксплуатации фильтра;
•  фильтровальная бумага неустойчива к высоким температурам и маслу — фильтр также быстро выйдет из строя (много ранее заявленного производителем срока службы);
•  давление на входе перепускного клапана слишком низкое — в двигатель попадает нефильтрованное масло;
•  низкая герметичность или отсутствие запорного клапана обратного хода — во время стоянки автомобиля масло из него будет вытекать.

Обзор рынка масляных фильтров в России

Сегодня рынок насыщен масляными фильтрами различных производителей — от всемирно признанных Mann и Knecht до фильтров производства малоизвестных компаний. Они различаются не только по цене, но и по качественным показателям.

В большинстве случаев дорогие масляные фильтры отличаются от дешевых аналогов. В основном в этих фильтрах используется более продуманная современная конструкция. Поэтому в сегменте фильтров преми- ум-класса практически не обнаруживается явных «провалов» в процессе, а в сегменте фильтров эконом-класса без особого труда можно найти примеры небрежного исполнения продукции.

На рынке автомобильных масляных фильтров выделяют сегменты фильтров отечественных и иностранных производителей. Цены зарубежных фильтров часто варьируются от стоимости оригинального фильтра до Ировня, превышающего ее в три раза. По проведенным исследованиям можно утверждать, что порядка 80 % российского рынка делят производители оригинальных фильтров - Fleetguard и ТМ «Ливны».

Как подсчитали эксперты, в России интервал замены масляных фильтров примерно совпадает со среднегодовым пробегом легкового автомобиля. Средний пробег легкового автомобиля в России в настоящее время составляет 16,7 тыс. км в год. Таким образом, получается, что объем рынка масляных фильтров приблизительно равен по количеству величине парка легковых автомобилей или немногим превышает его. Потенциал рынка масляных фильтров можно определить по прогнозу развития парка легковых автомобилей.

Кризис 2008-009 гг. почти не сказался на российском рынке масляных фильтров для легковых автомобилей. Правда, некоторый спад наблюдался в сегменте грузового автотранспорта, поскольку владельцы парков перешли на более дешевые отечественные фильтры. Таким образом, уже в начале 2010 г. спрос перераспределился в сторону российской продукции, правда, той, характеристики которой соответствуют международным стандартам, а цена существенно ниже известных брендов.

В результате проведенных расчетов потенциал рынка масляных фильтров для легковых автомобилей в 2012 г. составит около 33,7 млн штук.

По данным статистики, автомобильный парк в России (в совокупности - легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы и спецтехника) насчитывает порядка 30 млн единиц. Как уже было сказано, среднегодовая потребность в масляных фильтрах в России оценивается примерно в 34 млн штук. Сегодня наиболее активно идет развитие рынка иностранных автомобилей, причем не только легковых, но и грузовиков, сельхозяйствен- ной и специальной техники. Поэтому вполне естественна тенденция к увеличению спроса на масляные фильтры для иностранной техники.

Все серьезные игроки - российские и западные производители масляных фильтров — уже представлены на российском рынке и заняли определенные ниши, довольно активно ведут себя азиатские производители. Область наиболее сильной конкурентной борьбы - средний ценовой сегмент. Острая конкуренция проявляется в сегменте иномарок. Российским производителям, безусловно, не просто найти и удерживать свое место на рынке расходных материалов для автомобилей иностранного производства.

Масляные фильтры — это востребованный продукт, поэтому и интересуются им так называемые компании-упаковщики, которые не имеют собственного производства. Этот факт также является дополнительным стимулом ужесточения рыночной конкуренции. При нынешней демократичности рыночных механизмов очень легко разместить заказ на изготовление фильтров у компании-производителя под собственной торговой маркой, не имея собственного производства.

Все современные масляные фильтры по устройству в основном одинаковы, и различаются лишь технологией изготовления и качеством материала. Основной деталью масляного фильтра является фильтровальный элемент, который изготавливается из специальной бумаги.

Как выбрать масляный фильтр?

Для начала нужно внимательно осмотреть товар и обратить внимание на качество его корпуса: он должен быть прочным, способным выдержать перепады давления и противостоять коррозии, чтобы во время эксплуатации не произошла утечка масла. Схожие требования следует предъявлять и к уплотнителю, а вот качество клапанов, к сожалению, определить на глаз гораздо труднее.

Основная деталь фильтра — это сам фильтрующий элемент, который изготавливается из специальной бумаги. Она должна обладать целым рядом характеристик: широким температурным диапазоном работы, пылеудерживающей способностью, полнотой отсева, высокой прочностью, стойкостью к старению, что в итоге обеспечит высокую степень очистки. Некачественная бумага на протяжении нескольких тысяч километров может неплохо фильтровать, но потом сквозь порывы грязь станет попадать в двигатель. Слишком рыхлая бумага вообще не способна эффективно очистить масло, что ведет к ускоренному износу двигателя.

Немаловажно, кто производитель фильтра. Компании, выпускающие качественные фильтры, указывают страну выпуска, точный адрес, контактные телефоны. Нередко такая продукция на самом деле выпущена в Китае на нелицензированном производстве. При этом часто бренд регистрируется в одной из европейских стран, затем дешевый товар помечается звучной торговой маркой и отправляется на развивающиеся рынки.

Иногда люди, купившие дешевый фильтр-подделку, успокаивают себя мыслью, что он все равно прослужит недолго и скоро появится прекрасный шанс заменить его на более качественный. Однако проблема состоит в том, что использование низкопробного масляного фильтра может нанести непоправимый вред другим деталям двигателя автомобиля: неисправный аварийный клапан пустит масло в обход фильтра, и хлынувшие в двигатель шлаки быстро выведут его из строя. При этом клапан может заклинить так, что лопнет корпус фильтра и масло вытечет из двигателя. Фильтр- вставка, изготовленный из некачественного фильтрующего материала, может порваться и забить своими остатками масляные каналы в двигателе.

Ассортимент масляных фильтров велик, и цены на них доступны. Но не всякий фильтр подходит для вашей машины. Надо уметь не только сделать правильный выбор, но и отличить настоящую деталь от подделки.