Тренды на рынке автокомпонентов в 2012 году

В последние годы особой популярностью на авторынке пользуются технологии, связанные с гибридными машинами и электромобилями. Все крупнейшие автоконцерны выпустили свои варианты гибридов и электромобилей, а некоторые (например Audi), обещают в перспективе предоставить гибридный вариант для каждой своей модели. Однако двигатели внутреннего сгорания еще долго будут доминировать в автомобилестроении.

Для поставщиков это означает, что они должны и дальше искать пути совершенствования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) за счет улучшения их мощност- ных показателей и повышения эффективности. Это будет достигаться путем разработки новых технологий прямого впрыска и модернизированных систем турбонаддува при одновременном уменьшении рабочего объема двигателей.

Еще одним направлением будет создание более легких материалов и конструкций, способствующих снижению расхода топлива и уменьшению эмиссии С02. Это особенно актуально для электромобилей и гибридов, имеющих тяжелые батареи.

Ниже приводится краткий обзор работ, проводимых фирмами-производителями компонентов в указанных выше направлениях.

Behr

Основные направления в конструировании двигателей выдвигают новые требования для управления термическими процессами, на чем как раз и специализируется компания Behr. Фирма разрабатывает различные варианты систем для охлаждения поступающего в турбонагнетатель воздуха при прямом впрыске.

Поступающий в двигатель воздух дополнительно охлаждается перед поступлением в турбонагнетатель, где он сжимается и попадает затем в камеру сгорания цилиндра двигателя. Предварительно сжимаемый воздух может достигать температур порядка 150 °С. Такие высокие температуры способствуют снижению потребления топлива и уменьшают эмиссию вредных примесей в выхлопных газах.

Bosch

Компания работает над широкой гаммой компонентов, начиная от инноваций, рассчитанных на продление жизни традиционных ДВС, систем для внедрения в электромобили и кончая совсем уж футуристическими технологиями, такими как солнечные и ветровые источники энергии, генерирующие электричество для транспортных средств.

Так называемая axle-split hybrid technology (схема в принципе уже известная) предусматривает привод передних колес от ДВС и задних - от встроенного в задний мост электромотора. Гибрид такого рода реализован в виде модели Peugeot 3008 Hybrid 4. Такая схема имеет преимущества в простоте освоения ввиду использования почти стандартного переднего привода и упрощения общей конструкции и компоновки за счет упрощенного привода задних колес, особенно если тяговые батареи будут располагаться под полом багажника или задними сиденьями.

Такая схема еще выгодна и тем, что ДВС не связан с электромотором задней оси и может легко отключаться при возможности использования лишь малой мощности (когда этого позволяют дорожные условия), а ведущими колесами остаются лишь задние с электроприводом. Это позволяет обеспечивать экономию топлива без усложнения конструкции, в том числе трансмиссии.

Еще одним преимуществом этой схемы является то, что все основные системы продолжают работать даже при отключении ДВС. Схема фактически также обеспечивает полный привод.

Brose

Компания создала СП с SEW-Eurodrive - лидером по электромоторам - для совместного производства не только электромоторов, но и управляющей электроники, а также зарядных систем для электропривода. Особое место занимает разработка индуктивных зарядных устройств, с помощью которых можно заряжать батареи без физического контакта с источником тока.

Brose специализируется также на разработке компонентов с малым весом с целью снижения расхода топлива и соответственно уровня эмиссии С02. Сюда входят облегченные конструкции сидений, механизмов стеклоподъемников и элементов термических систем (вентиляторов и пр.).

Использование возобновляемых материалов, включая полипропилен, усиленный древесными волокнами вместо стеклопластика позволяет снижать вес изделий и повышает их термоизоляционные и антишумовые свойства.

Continental

Компания работает в пяти основных направлениях: безопасность, защита окружающей среды, информационные системы, доступные (недорогие) автомобили (то есть создание для них соответствующих компонентов) и электромобили.

Что касается безопасности, то здесь делается упор на системы помощи водителю и тормозные системы. Например, водителю поможет система, включающая стерео камеру с двумя электронными «глазами», которая может измерять размер препятствий на пути и расстояние до них. Она может быть спарена с аварийной тормозной системой нового поколения,чтобы снизить вероятность столкновений или исключить их вообще.

Новая электро-гидравлическая тормозная система включает в себя тормозные механизмы, усилитель тормозов и элементы контроля сцепления колес с дорогой (антиблокировочная и антипробуксовочная системы). Таким образом достигается необходимое давление значительно быстрее, чем в обычных гидравлических системах тормозов.

Continental показала также новый датчик качества топлива, который предназначен для оптимизации работы системы впрыска. Компания разработала новый турбонагнетатель для работы на двигателях с уменьшенным рабочим объемом. Цель - экономия топлива без уменьшения мощности.

В области информационных технологий компания создала мобильный телефон, который может быть использован для открывания двери автомобиля и запуска двигателя, когда водитель уже находится в автомобиле.

Инновации компании в области электромобилей включают электромоторы, для изготовления которых не требуются материалы из природного сырья, которые как правило, дороги и добыча которых становится все более затруднительной.

Continental работает также над созданием шин с уменьшенным сопротивлением качению специально для электромобилей.

Denso

Работы фирмы включают пару технологий для широкого использования в гибридах и электромобилях: совершенно новый стартер для системы стоп-старт и инвертор для гибридов, который преобразовывает постоянный ток от батарей в переменный ток для питания электромоторов.

Будучи одним из крупнейших производителей систем common-rail для дизелей, Denso создала новую систему впрыска топлива, названную i-ART, для перспективных высокотехнологичных моделей.

Faurecia

Компания так же, как и другие поставщики компонентов, работает над снижением их веса и стоимости. В числе последних разработок - новая система регулирования сидений SmartFit, которая управляет ся мобильным смартфоном. Разработаны также сиденья с уменьшенным весом и объемом занимаемого ими пространства. Например, новые мягкие элементы сидений с набивкой из вспененного материала более комфортабельны, хотя и меньше по толщине. Среди новинок также инструментальная панель для автомобиля Smart ForTwo, в которой используется льно-волокно с полипропиленом.

Federal-Mogul

Фирма имеет несколько новых технологий, цель которых - сделать бензиновые ДВС более эффективными. Одно из новшеств - антифрикционное покрытие CarboGlibe, которое снижает трение поршневых колец на 20 % в сравнении с обычно применяемыми покрытиями и тем самым снижает расход топлива.

Новинка фирмы - свечи зажигания новой конструкции для использования в двигателях с прямым впрыском с турбонагнетателями последнего поколения, применение которых все расширяется.

Для электромобилей и гибридов Federal-Mogul предлагает созданный ею материал Crush Shield для лучшей изоляции кабелей высокого напряжения и тем самым лучшей защиты пассажиров в случае аварий.

Leoni

Компания является поставщиком кабелей и пучков проводов для автомобилей, в каждом из которых имеется в среднем около 3000 метров проводов. Промышленность постепенно переходит от использования для их изготовления тяжелых и дорогих материалов, таких как медь, к более легким - алюминию и другим, что дает в перспективе заметное снижение веса и стоимости.

Например, алюминиевый кабель вместо медного от батареи к электромотору и другие подобные соединения весят примерно вдвое меньше. Только замена одного упомянутого кабеля с медного на алюминиевый дает экономию в весе около 3 кг. Кроме алюминиевых Leoni использует также бронзу, омедненную сталь (для удешевления), омедненный алюминий, а также сплавы: медно-сере- бряный и медно-магниевый. Общая экономия веса при этом на одну транспортную единицу, по данным Leoni, может достигать 60 %.

TRW

Главное направление работы компании - системы безопасности. Например, новые радарные системы, могут «покрывать» пространство вокруг автомобиля на 360°. Является перспективным создание модульных систем, легко устанавливаемых на разные типы автомобилей.

Поставки модульной технологии включают электронные системы контроля движения, модульные блоки подушек безопасности, рулевое управление с электроусилителем. Большинство систем предлагается в разном исполнении в зависимости от регионов применения, например, для Америки, Европы или Китая.

Webasto

Компания закончила конструирование суперлегкой крыши для автомобиля, весящей всего 20 кг, что примерно вдвое меньше обычной крыши легкового кузова. Это достигнуто за счет использования таких материалов, как поликарбонат и композитный пластик.

Самым же главным достижением Webasto можно считать тот факт, что ей удалось интегрировать солнечные элементы в панель крыши и таким образом получить бесплатный источник электрического тока мощностью 200 ватт, что не так уж и мало для автомобильного применения.

Этот источник может также с успехом использоваться для подзарядки батарей гибридов и электромобилей, увеличивая тем самым их радиус действия без дополнительной подзарядки.

Компания разработала также подшипники для двигателей с полимерным покрытием рабочих поверхностей, которые лучше противостоят нагрузкам, возникающим при наличии систем стоп-старт.