У молодежи возвращается интерес к "Инвалидкам"

У молодежи возвращается интерес к "Инвалидкам" - старым советским автомобилям, которые давно сняты с конвейера. Причина в уникальном и стильном ретродизайне автомобиля.

История создания специального автомобиля для инвалидов берет свое начало в марте 1955, когда группа харьковчан написала письмо в ЦК КПСС о необходимости производства такого транспортного средства. Руководство моментально отреагировало в виде директивы, пришедшей на адрес Горьковского автозавода и указывавшей незамедлительно приступить к проектированию компактной машины для инвалидов. Сначала за проект взялся сам Юшманов Н. А., создавший ЗИМ и «Чайку», однако после того как был выпущен прототип «инвалидки», на ГАЗ посыпались более серьезные госзаказы, поэтому всесоюзному автогиганту было не до компактных автомобилей, и полученный прототип (ГАЗ-18) отправили на Серпуховский мотозавод, где «инвалидка» приобрела уже узнаваемую для нас внешность и стала на поток. Вначале «инвалидка» (СЗА) была кабриолетом и после гайдаевской «Операции Ы» (эпизод с Бывалым на рынке) даже обрела название «моргуновка». В 1970-м году произошел рестайлинг автомобиля (новое название - СЗД), и он стал похожим больше на ГДРовский «Трабант», от чего, в принципе, не утратил своей фирменности. Этот автомобиль собесы выдавали инвалидам различных категорий на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем должен был сдать ее обратно и получить новую. В 1989-м году Серпуховский автозавод был поглощен «АвтоВАЗом», поэтому у наследника инвалидки - «Оки» - уже чисто ладовские внешние черты.

Хотя репутация «инвалидки» была схожа с репутацией мусорного бака на колесах, ее технические особенности давали за щеку многим более элитным машинам того времени, а некоторые нюансы были даже инновационными. «Эс-три-дэ» имела независимую подвеску всех колес, реечную систему управления и тросовый привод сцепления. Подобные «фишки» не были на вооружении даже ведущих мировых компаний, а в традиции советского автопрома так и вообще вошли через 15 лет. При этом механика инвалидки имела и достаточно серьезные минусы. К примеру, зимой мембранный бензонасос не справлялся с морозом, в нем замерзал конденсат, и машина останавливалась прямо на ходу. Не все в порядке было и с мотором - при весе в 500 килограммов в инвалидке стоял явно слабый для этой конструкции мотор ИЖ-ПЗ. Помимо проблем со скоростью, мотор издавал очень неприятный треск. Сопоставляя плюсы и минусы этого маленького уродца советской автомобильной семьи, уже даже как-то и неловко называть «инвалидку» неудачницей: помимо помощи тысячам больных людей, машина была довольно неплохим аппаратом, служившим верой и правдой более 27 лет. С ее уходом пропала целая эпоха - эпоха минимализма, выносливости и железной воли.