Соревнования на гоночных автомобилях в Италии

Раз в год центр итальянского городка брешия заполнен брошенными без присмотра автомобилями. Ferrari, Lotus, Mercedes, Audi - родстеры и купе, дорогие современные игрушки современных мужчин. А сами мужчины, забыв о предметах своей гордости и по совместительству средствах передвижения, находятся на старой плошади Пьяцца делла Витториа, где выстроены в огромную очередь сотни ретро-автомобилей, каждый из которых мог бы украсить любой автомузей. Но это не выставка.

Настоящая гонка

Когда в 20-х годах прошлого века город Брешия лишился права проведения Гран-при Италии, двое молодых энтузиастов автоспорта Аймо Маджи и Франко Маззотти решили учредить свою дорожную гонку по маршруту Брешия - Рим - Брешия. Долго не могли придумать ей названия, пока не подсчитали, что протяженность маршрута составляет ровно 1 600 км, или 1 000 миль. Так началась история самой известной итальянской гонки Mille Miglia - «Тысяча миль».
Решая проблему ориентации экипажей, организаторы разместили по всей трассе специальные указатели-стрелки. Этот указатель - красная стрела - со временем превратился в эмблему Mille Miglia.

Первая Mille Miglia стартовала 26 марта 1927 года. Все 77 экипажей, принявших в ней участие, были итальянскими. Из них финишировало всего 54. Средняя скорость победителя составляла 77 км/ч, он пересек финишную черту через 21 час 4 минуты и 48 секунд после старта. Любопытно, что все призеры той гонки выступали на одинаковых автомобилях местной для Брешии марки О. М.

Это была самая настоящая гонка! И это было круто! Тогда еще не существовало телевидения, и для миллионов итальянцев Mille Miglia стала и зрелищем, и единственным способом приобщения к автоспорту. И в больших городах, и в маленьких деревушках самой большой проблемой были зрители, вплотную обступавшие трассу. Иногда людская стена не позволяла гонщикам видеть следующий поворот!

Забавы героев

В те времена дорожные гонки считались героическим действом. Полсуток сумасшедшей езды за рулем открытого автомобиля, когда от ветра, весеннего дождя, летящей из-под колес грязи и камней ты защищен только ветровым щитком, кожаным шлемом и круглыми очками. Ни ремней безопасности, ни сминаемых зон кузова, ни секвентальных коробок передач. Только грохочущий двигатель, воющая трансмиссия и примитивная подвеска с фрикционными амортизаторами. Гонщикам оставалось только молиться, чтобы не лопнула высокопрофильная узкая шина и не подвели барабанные тормоза на бешеных по тем временам скоростях. У них своя хронология.

1928 год. Из 83 экипажей финишировало только 40 - в те времена до финиша добиралась лишь половина участников. Средняя скорость победителя - Alfa Romeo 6С 1 500 с 1,5-литровым шестицилиндровым мотором - 84,1 км/ч.

В 1930 году средняя скорость победителя в первый раз достигла 100 км/ч. В тот год за 16.18,59 проехал Тацио Нуволари на спайдере Alfa Romeo 6С 1 750. Из 135 экипажей финишировало 73. Среди них Mercedes, которые впервые участвовали в Mille Miglia с родстером SSK. Он финишировал шестым, и это была «разведка боем».С этого момента Mercedes стал серьезной угрозой для домашнего превосходства итальянцев. Уже в следующем, 1931 году первым пришел к финишу компрессорный Mercedes SSKL с семилитровым мотором.

Довоенная хронология

1934 год. Средняя скорость победителя переваливает за отметку «110»: 114 км/ч - результат Ахилла Варци на подготовленном Энцо Феррари Alfa Romeo 8С 2 300. Его время - 14.08,05. А из 57 экипажей финиширует всего 29.

1936 год. Скорости пересекают 120-километровую черту. Любопытный факт, если учесть, что фашистская Италия начала Абиссинскую войну, в стране была острейшая нехватка бензина и на старт этой гонки вышла масса газогенераторных автомобилей. В баках даже бензиновых безнаддувных машин была смесь спирта и бензола, которая до этого использовалась только в компрессорных двигателях Alfa Romeo с механическими нагнетателями. Стартовало 69 экипажей, финишировало 37. Средняя скорость победителя составила 121,6 км/ч, а время прохождения маршрута - 13.07,51.

1938 год. Происходит первая трагическая авария: в Болонье один из автомобилей выносит на трамвайные рельсы, и это стоит жизни десяти зрителям, восемь из которых - дети. Гонку останавливают. Правительство выносит запрет на гонки по дорогам общего пользования, и в следующем году Mille Miglia не проводится.

В 1940 году стартует некое подобие Mille Miglia - 165-километровый маршрут, который необходимо пройти девять раз. В Европе в это время разгорается Вторая мировая, но, несмотря на это, в гонке участвуют пять BMW и два шестицилиндровых Delage из Франции. Побеждает купе BMW 328. А потом Италии становится не до гонок.

Итальянское превосходство

После войны Mille Miglia возобновляют, но ни 1947-й, ни 1948 год не могут похвастаться прежним прогрессом скоростей. Лишь в 1949-м средняя скорость победителя переваливает за 130 км/ч. Ferrari 166 оказывается быстрее остальных 303 экипажей участников, из которых до финиша добираются только 182. Время победителя - 12.07,05.

Послевоенная Mille Miglia вновь обретает статус международных соревнований. В нее вливаются Jaguar, Healey и Frazer Nash. Но следующий рубеж средней скорости перешагивается лишь в 1953 году. Быстрее всех - спайдер Ferrari 340. Его средняя скорость на маршруте - 142,4 км/ч, а время - 10.37,19. До финиша добираются 286 экипажей из 481. Среди них три болида Jaguar C-Type, впервые в мире оснащенные дисковыми тормозами. Jaguar быстр, но не годится для этой трассы.

Сейчас, глядя на большинство гоночных образчиков аскетизма конца 40-х, становится немного не по себе при мысли, что на этих открытых жестянках с 1100-кубо- выми моторчиками гонялись так всерьез! Правда, побеждали в Mille Miglia всегда на других авто - тоже легких, но с более мощными моторами. Как правило, и эти автомобили, и сами гонщики были итальянцами. И если 30-е можно назвать временами спайдеров и купе Alfa Romeo, двигатели которых были оснащены механическими нагнетателями и работали на спиртобензольной смеси, то конец 40-х стал началом триумфа Энцо Феррари. Сконструированные им 12-цилиндровые двигатели отличались высокой мощностью и для пущей надежности часто снабжались «двойным» зажиганием с 24 свечами. Для этого великого конструктора гонка стала полигоном для идей. «Ни один тест-трек не давал нам столько информации об автомобиле, сколько Mille Miglia», - говаривал тогда Энцо Феррари. Но это не означало, что итальянские спортивные автомобили были лучшими в мире - на британских и французских трассах они частенько проигрывали. Все дело было в том, что итальянские автомобили идеально отражали особенности итальянских дорог - узких и извилистых в горах, прямых и скоростных на равнинных перегонах, с оставляющим желать лучшего покрытием.

Запрет на скорость

1955 год оказался рекордным во всех отношениях. Средняя скорость победителя - 157,7 км/ч, его время - 10.07,48! К тому же гонка превратилась в дуэль между Ferrari и Mercedes. Последние выставили на старт специально подготовленные открытые прототипы 300 SLR, способные разгоняться до 300 км/ч. Mercedes оказывается не только быстр, но и надежен и опережает соперника на два часа.

«Итальянские автомобили были хороши, но уж очень часто ломались, - вспоминал известный гонщик того времени Стирлинг Мосс. - Например, гоночные Maserati были самыми приятными в управлении - их можно было легко вести в повороте просто педалью газа. Но как выиграть на машине, у которой ломается педаль тормоза, как случилось у меня в 1957 году? Зато Mercedes 55-го года был прямой противоположностью - ужасно неудобное переключение передач и строптивый характер, но зато великолепный мотор и стопроцентная немецкая надежность».

Парад ветеранов

В 1967-м и в 1977 годах группа энтузиастов из Брешии провела небольшое состязание автомобилей- «ветеранов» в честь юбилея Mille Miglia. А уже через пять лет три сотни ретро-автомобилей стартовали с Пьяцца делла Витториа и совершили пробег по маршруту знаменитой гонки. Через два года пробег Mille Miglia Storica повторился, потом еще через два года, и еще, а с 1988 года пробег становится ежегодным.

Нынешняя Mille Miglia не имеет ничего общего с настоящими гонками. Средняя скорость не превышает и 50 км/ч. Но даже такой «черепаший» темп не всегда по силам для автомобилей-пенсионеров, за рулем которых далеко не профессионалы. Многие опаздывают на финиш последнего этапа на несколько часов. К тому же, как правило, уже на второй день пробега начинаются поломки. Кто-то привык реставрировать автомобиль самостоятельно.

1957 год. «Черный день» в истории Mille Miglia. Гонку выигрывает Пьеро Таруффи - до этого он тринадцать раз стартовал в ней, но победил только с четырнадцатого, за рулем 400-сильного Ferrari 315 S. Однако не победа стала главным событием... Другой гонщик команды Ferrari, испанский маркиз де Портаго, на 300 км/ч пробивает колесо, влетает в толпу зрителей и убивает себя, своего штурмана и еще десять человек... Через три дня итальянское правительство окончательно запрещает Mille Miglia и любые другие автомобильные состязания на дорогах общего пользования.

«Бородатый» кураж

По маршруту двигается «техничка» с механиками из автоклуба Брешии, хотя вряд ли в ее «бардачке» находятся лишь родные запчасти для всех желающих поломаться. А вот при рассмотрении заявки, если проверяющий посчитает автомобиль не соответствующим оригинальному состоянию, машину просто не допустят к пробегу. Владелец не получит из рук инспектора пакет с номерами и маршрутной картой. Каждый год из 700-800 заявок организаторы Mille Miglia Storica обычно отбирают меньше половины безупречно отреставрированных автомобилей категорий Sports, Turismo или Gran Turismo, представляющих наибольшую историческую ценность. Среди них встречаются автомобили, объем выпуска которых исчислялся десятками или даже единицами! А главное - эти самые автомобили или их «близнецы» когда-то уже принимали участие в настоящих гонках Mille Miglia.

После «первого чемпиона» с интервалом в двадцать секунд на трассу уходят экспонаты единственного в мире передвижного автомузея. А через четыре часа их ждет ночевка в Ферраре. Трасса проходит через маленькие городки и деревушки, она проложена так, чтобы избегать больших магистралей. Повсюду на обочинах дорог - люди, даже когда спускаются сумерки, они продолжают приветствовать автомобили.

Вообще, мало кто из участников Mille Miglia Storica смотрит на циферблаты хронометров и спидометры. Но когда тебя приветствуют словно национального героя. это вызывает, мягко говоря, кураж. Автомобили, многие из которых уже разменяли седьмой десяток, впрочем, как некоторые их водители, залихватски превышают скорость и обгоняют друг друга по встречной! И все это при полном попустительстве со стороны полиции, под свист, аплодисменты, женский визг и улюлюканье зрителей.

Хулиганят почти все. И раздают автографы. На ходу... Где еще возможно такое? Наверное, для этого сотни людей со всего света везут в Брешию свои «музейные экспонаты», три дня трясутся в них по итальянским дорогам и питаются сухим пайком. Наверное, поэтому Mille Miglia, которая трижды возрождалась, в четвертый раз уже не умрет. Пробег всегда стартует с Виалле Венеция, поэтому к вечеру эта улица оказывается в плотной осаде зрителей. В 20.00 на старт традиционно выезжает O. M. 665 Superba - автомобиль № 1.

Дополнительные материалы:

Обзор кроссовера Volvo XC60. Шведский автопроизводитель выпустил обновленный автомобиль.

Экономная езда на авто. Полезные советы автолюбителям.

Автоломбарды - распродажа авто. Как получить срочный кредит под залог своего автомобиля? Как приобрести подержанную машину с существенным дисконтом. Ответы на эти вопросы найдете в статье "Автоломбарды: распродажа авто".