Эксперты: утилизационный сбор на автомобили стимулирует локальное производство машин в России

С1 сентября в России импортёры легковых и коммерческих автомобилей обязаны платить утилизационный сбор, ставка которого будет зависеть от возраста и мощности ввозимого в страну автомобиля. Он призван компенсировать снижение пошлин на импорт автомобилей в результате вступления России в ВТО. По мнению экспертов, собравшихся на круглый стол в рамках «Автотранспортного форума Сочи — 2012», данная мера приведёт к снижению импорта и дальнейшему развитию локального производства автомобилей и автокомпонентов.

Авторынок рад вступлению России в ВТО

Многие гиганты автомобильной отрасли восприняли вступление России в ВТО с воодушевлением. По словам Маркуса Озеговича, генерального директора «Фольксваген Групп Рус», его компания видит во вхождении российского рынка в мировую торговую систему как минимум пять плюсов для иностранного автобизнеса: это поможет улучшить конкуренцию на товарных рынках России; как следствие, увеличение конкуренции приведёт к улучшению качества товаров и сокращению цен; торговые правила и технические нормы будут адаптированы к требованиям большинства стран мира; появится возможность обращаться к международному органу по урегулированию возникающих проблем и споров; времени для перехода авторынка в новые условия будет вполне достаточно.

Согласно стратегии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, озвученной на круглом столе Евгением Кудряшовым, заместителем директора департамента автомобильной промышленности министерства, к 2020 году до 80 процентов всех автомобилей, продаваемых в России, должно производиться в нашей стране, и средний уровень добавленной стоимости, созданной в России (совокупность трудо-, энерго-, ресурсозатрат и т. д.), должен быть не менее 50 процентов. По мнению же господина Рута, локализация в нашей стране к 2018 году вряд ли превысит 20 процентов, а объём рынка составит 6,8 млрд долларов.

Перспективы роста

На круглом столе департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края тема и утилизационного сбора, и локализации автопроизводства вызвали наиболее живое обсуждение. На сегодняшний день это два локомотива, толкающие вперёд авторынок нашей страны. По итогам продаж за январь — август 2012 года (1,82 млн легковых автомобилей) Россия занимает второе место в Европе после Германии и четвёртое в мире после КНР, США и Германии. Согласно информации «Автостата», в 2012 году на российском авторынке будет продано более 3 млн автомобилей, более 70 процентов из них — местного производства, за год рынок вырастет на 10, а производство — на 12 процентов. По мнению Стенли Рута, партнёра, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PWC, успех локализации в России будет зависеть от того, насколько эффективно будут привлекаться в Россию инвестиции иностранных производителей автокомпонентов. При достижении же уровня локализации 60 процентов к 2018 году объём первичного рынка автокомпонентов местного производства для сборки иномарок может увеличиться в 10 раз по сравнению с 2011 годом и достичь 20,4 млрд долларов. При этом производство легковых автомобилей иностранных марок превысит 2,2 млн экземпляров, а общее производство (включающее отечественные авто) перевалит за 3 млн при суммарном объёме продаж 3,5 млн автомобилей.

В своей стратегии развития автомобильной промышленности России, озвученной господином Кудряшовым, Минпромторг ставит перед страной амбициозные цели. Например, планируется планомерно увеличивать объём рынка, повышать долю экспорта, особенно по сегментам легковых и грузовых автомобилей, снижать долю импорта, повышать уровень локализации российских и иностранных автопроизводителей при радикальной реструктуризации производства компонентов. Немаловажная роль отводится и сохранению защиты рынка. И всё это к 2020 году. По словам Кудряшова, в рамках реализации стратегии уже сделан немаловажный шаг — на территории страны созданы производства практически всех крупнейших автопроизводителей мира, работающие в режиме промышленной сборки и на условиях контрактной сборки. Для решения системных задач, сопряжённых с реализацией стратегии, министерство инициирует утилизационные сборы и осуществляет государственные закупки только автомобильной техники, производимой на территории Единого экономического пространства. По мнению министерства, такая мера, как утилизационный сбор, поможет в значительной степени стимулировать не только локализацию, но и обновление автопарка. Этому должно способствовать и установление дифференцированных страховых ставок ОСАГО в зависимости от возраста автомобилей, дифференцированных ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса и возраста колёсных транспортных средств и предельные сроки эксплуатации коммерческих автомобилей.

Национальное достояние

Утилизационный сбор на автомобили способен серьезно стимулировать локальное производство в России. По мнению PWC, факторы, способствующие росту местного производства, — это снижение неопределённости относительно валютного курса, снижение логистических расходов и страховых издержек и снижение издержек хранения запасов. При этом остаются и факторы, сдерживающие этот рост: трудности нахождения надёжного партнёра, бюрократия в налоговой и законодательной сферах, рост расходов на оплату труда и, как ни странно, вступление в ВТО и связанное с этим снижение таможенных пошлин на новые автомобили и автокомпоненты.

Однако Рут полагает, что 2009—2018 гг — это период, в течение которого может произойти формирование «национального достояния» России за счёт наращивания производства автомобилей ведущих мировых марок не только через крупноузловую сборку, но и посредством организации полного цикла производства. Для этого потребуются значительные инвестиции со стороны иностранных производителей в автокомпонентный сектор. Приход инвестиций, в свою очередь, будет зависеть от того, насколько успешно автопроизводители будут сотрудничать с региональными и федеральными властями, чтобы снизить возможные риски производителей автокомпонентов. В случае достижения запланированного уровня локализации возникнет положительный эффект в нескольких сферах: будут созданы столь необходимые рабочие места в автомобильных кластерах по всей России, будет оказана поддержка существующим кадрам и увеличится количество квалифицированных инженеров; инженерные специальности станут привлекательными для молодёжи.

По мнению главы «Автостата», в долгосрочной перспективе, к 2025 году, увеличится количество семей, в которых есть второй автомобиль (до 25 процентов) и число семей вообще с автомобилями (до 75 процентов). В целом же число иномарок в парке легковых авто может утроиться за 2009—2018 годы, и это приведёт к соответствующему увеличению объёма вторичного рынка автокомпонентов, ёмкость которого для иностранных марок в 2009 году была равна 9,4 млрд долларов. Таким образом, создание в России развитой автомобильной отрасли с широкой сетью производителей автокомпонентов может стать двигателем для модернизации российской экономики.

Рост не без проблем

При всех положительных прогнозах на российском рынке существовали и существуют и объективные трудности, к которым, в виду вступления в ВТО, прибавятся и новые. Для авторынка это прежде всего инициативы федеральной антимонопольной службы и бюрократические препоны в целом, из-за которых зачастую невозможно принятие радикальных и быстрых решений по многим вопросам. Актуальной на сегодняшней день проблемой, которую озвучили почти все участники круглого стола, остаётся «фирменная защита». На сегодняшний день велико число компаний, которые оказывают услуги по ремонту автомобилей иностранных марок, не имея при этом ни разрешения, ни лицензии, ни необходимых навыков, которые есть у специалистов официальных представителей автокомпаний.

Ещё один вопрос — компетентность персонала в России. Ко всему этому добавляются и новые проблемы: законодательная неопределённость введения Glonass и неясность практики применения утилизационного сбора. восстановление зрения . В сфере автомобильного производства главные проблемы — повышение ввозных пошлин на компоненты к середине 2018 года и вся автомобильная логистика России, одна из мер которой — сезонные дорожные ограничения на 12-тонные грузовики — с 2013 года окажет сильное влияние на автомобильные поставки и продажи и, по мнению господина Озеговича, скорее всего даже затормозит производство.