Дмитрий Скобелев: "Экспедиция-Трофи — величайшее приключение в жизни"

Гонка"Экспедиция-Трофи"—это трансконтинентальный автопробег-соревнование протяженностью 16000 км., который проводится в несколько этапови включает элементы технического бездорожья.Время проведения-с 23 февраля по 8 марта,старт-Мурманск, финиш-Владивосток,главный приз-10кг золота. О цене победы в гонке мы побеседовали со спортсменом Дмитрием Скобелевым,чья команда заняла первое место в 2008 году.

Сколько времени ушло на подготовку к соревнованиям?

Д.С.: Для нас подготовка к старту началась больше чем за пол-года. Организаторы решили не предоставлять участникам машины. Конечно, мы первым делом задали вопрос: «А вы предоставляете автомобили?». Нам ответили: «Нет». Поэтому мы в срочном порядке стали искать подходящий автомобиль. Искали по всей России, и остановили свой выбор на машине «Toyota - 4 Runner». Это очень надежный автомобиль: подвеска, трансмиссия, двигатель предусмотрены для того, чтобы преодолевать экстремальные расстояния и препятствия. Пришлось ехать сначала в Питер, покупать машину, потом - в Екатеринбург, там ребята имеют хорошую базу для того, чтобы готовить машины к соревнованиям.

Что в машине было изменено?

Д.С.: Была установлена усиленная спортивная подвеска для off-road, усиленные пружины и амортизаторы, блокировки дифференциалов переднего и заднего мостов, заменен передний редуктор, рулевая рейка с рулевыми наконечниками, был уменьшен передний и задний свес автомобиля для преодоления ям, была срезана рама, перенесен радиатор, снято с машины все, что можно снять для максимального облегчения - сидения, кондиционер, установлена лебедка, бампер из толстостенной трубы, усиленная защита, дополнительный бак, правильные колеса...

Мы поменяли и прокачали все тормоза, доработали двигатель - изменили программу для увеличения мощности, установили головной свет - ксеноновые противотуманные фары с дальностью освещения до 450 м., установили независимый отопитель для экстремальных ситуаций и гелиевый аккумулятор для возможности работы с лебедкой. В салоне сделали спальное место с каркасом безопасности - кровать около двух метров длиной, где можно полноценно отдохнуть.
Со вторым экипажем мы познакомились на отборах. Мастера спорта, профессионально занимаются гонками по трассам. Их механик, Евгений Калинин, лучший механик Екатеринбурга, официальный механик Euro Motor Sport. У него в сервисе и готовили машину.

Из интересных моментов подготовки было то, что мы заменили все жидкости на «правильные». Механикам очень нравится это слово - «правильные». Масла, тормозная жидкость должны быть готовы к экстремальному износу - двигатель работает на протяжении 15 дней, машина не глушится и практически не останавливается, плюс экстремальные температуры - зимняя гонка, плюс абсолютное бездорожье, потому что российские дороги-это просто жесть.

Подготовили машину, я вернулся за ребятами в Самару и мы поехали в Мурманск. Приехали, подали заявку на участие, остановились в гостинице. На следующее утро в 8:00 приехали на техническую комиссию. Авто были помыты, обклеены рекламными наклейками, выданы ID автомобилей. Всего в гонке участвовало 34 команды, по две машины. То есть 64 автомобиля.

Утром следующего дня мы приехали, чтобы забрать автомобиль. Общая фотография, репортеры, вертолеты. были выданы конверты с заданиями, и объявлен старт. С этого момента началась гонка. 23 февраля, где-то 11:00. И мы погнали. Экипажи принимали самостоятельные решения, но команда должна была прийти на финиш вместе. Так как ребята из второго экипажа были более подготовлены к Off Road, они отправились брать спец. участки, а мы - точки культурной навигации.

А что за машина была у второго экипажа?

Д.С.: Тоже Toyota 4 Runner, более раннего образца, но для внедорожных ситуаций она была подготовлена еще лучше, чем наша, плюс она весит практически на 800 кг. меньше.

Каждая точка культурной навигации давала цифру GPS координат финиша. Первое задание, которое мы решили взять, - это так называемый этнический поселок. Населенный пункт назывался Калевала. Добрались, нашли, сфотографировались, порадовались, что точку взяли, едем. И на обратном пути машина уходит в занос, мы задеваем гранитную плиту колесом и переворачиваемся. Машина просто вдребезги, крыши нет, стекол нет. Масло в цилиндрах, трансмиссионка - на дороге. Все. Первый день соревнований. Приехали. Для нас гонка закончилась...

Травмы никто не получил?

Д.С.: Ни одной травмы, ни одной царапины, только краткий испуг, который быстро прошел. Звоним капитанскому экипажу, сообщаем: «У нас переворот». Нам говорят: «Вы знаете, а мы на первом спец-участке взорвали радиатор. Ждите, перезвоним». Они созваниваются со штабом. Буквально через полчаса после переворота приходит сообщение от штаба, на тот момент это было самым важным для нас! Ребята писали: «Не расстраивайтесь, мы с вами, не вздумайте сойти с дистанции. Все получится, все почините, опишите характер повреждений».

Мы перевернулись в 17:30, зима, темнеет рано, сумерки, в которые ничего не видно, холодно. Начали замерзать. Нам повезло, по этой дороге проезжали местные. Они остановились, вышли человек 15, поставили машину на колеса, развернули ее. Машина в ужасном состоянии! Снег со стеклами из салона лопатой выгребли! Лобового стекла нет, вернее оно есть, но это паутина, висящая на пленке. Верхнего люка нет, нет правого бокового стекла, нет задней форточки, плюс багажник не закрывается. Все это мы залепили пенками, как могли, пока ребят ждали, зеркало правое потеряли, вообще не могли найти! Оторвали две антенны с крыши! Все разнесли вдребезги! У меня сгорел телефон, сгорела рация, разбили два ноутбука. Через некоторое время после аварии у нас отказал спутниковый телефон. Сидим, связи почти нет, обогреватель поработал некоторое время и перестал, потому что когда лебедкой переворачивали автомобиль, мы посадили аккумулятор. Машину завести не можем, с места тронуть тоже не можем, потому что коробка не работает... Звоним второму экипажу, говорим: «Ребята, нам нужна техподдержка, нужны правильные инструменты, жидкость», - масла для замены у нас с собой не было.

Ребята приехали где-то часов через семь, в половине четвертого утра, после замены своего радиатора. Кстати, радиатор они поставили от «Нивы». Вылили масло из цилиндров, завели двигатель, зарядили аккумулятор, сели, поехали на сцепке. Доехали до ближайшей заправки, которая была через 80 км., ребята поехали брать точки, мы дождались утра. На заправке не оказалось необходимого трансмиссионного масла, пришлось ехать в ближайший населенный пункт. Магазины, к сожалению, работали только с десяти утра, то есть мы потеряли практически половину суток, даже больше. К тому времени наши ребята были уже на контрольной точке, где нас ждали организаторы, а мы опоздали. Опоздали очень сильно, почти на десять часов, после чего, организаторы влепили нам штраф сутки.

Штраф заключался в том, что мы должны были из города Архангельск вернуться обратно в Мурманск, получить там дополнительное задание, поехать в Архангельск и не раньше определенного времени стартовать. Мы не растерялись. Пришлось из Архангельска лететь в Москву самолетом, потому что на машинах мы бы не успели это сделать, из Москвы в Мурманск, в Мурманске взяли задание, обратно в Москву, из Москвы в Архангельск. То есть у нас было четыре перелета, причем организаторы потребовали, чтобы была вся команда, все шесть человек должны были присутствовать. То есть шесть человек летали туда сюда. Это был самый изматывающий момент, было очень тяжело, мы все готовы уже были сдаться. Параллельно с этим, пока мы летали, в сервисе в Архангельске нам кое-как выпрямили, что могли за сутки. Ребята работали практически 20 часов для того, чтобы подготовить автомобиль к дальнейшей езде, вставили лобовое стекло и зеркало от «восьмерки», все, что можно заварить, заварили.

В Архангельске был обычный сервис?

Д.С.: Не очень обычный. Они занимаются восстановлением убитых автомобилей. Когда мы им сказали: «Парни, у вас есть сутки, и эта машина должна проехать 15 000 км.», - они ответили: «...мы первый раз такое делаем. Постараемся!» В итоге, мы вернулись, сели в машину и поехали. У нас штраф, который нам дали организаторы, плюс мы сами себя наказали - двое с половиной суток, и мы просто начали нагонять. Я никогда не думал, что такие машины могут ехать так быстро и по таким дорогам, эта гонка реально научила меня ездить, водить машину. Каких только ситуаций не было, словами не описать, даже видео не передает ощущения. За то время, пока ехали из Архангельска, мы нагнали эти двое с половиной суток. В задании был очень длинный перегон: Архангельск - Усть-Баргузин на Байкале, перегон практически семь тысяч километров. За эти семь тысяч километров мы должны были собрать точки культурной навигации. Перед Красноярском у второго экипажа отказал бензонасос. К нашей машине цепляется их машина, и по трассе на сцепке 120 км/ч.обгоняем фуры, народв шоке от такого эскорта.

Жесткая сцепка?

Д.С.: Какая жесткая?! Мягкая сцепка! Жесть нереальная!!! В Красноярске нашли сервис, починили машину, заняло это у нас часа три. Выезжаем из сервиса, у этой же машины отказывает вся электрика. Ничего не работает, даже двигатель не заводится. Начали копаться - блок управления полетел, надо делать. В итоге оставляем один экипаж там, в Красноярске, пересаживаемся (условие организаторов - на фото должны быть не менее четырех человек, плюс один автомобиль), соответственно, один автомобиль оставляем, оставляем там механика и водителя, сами вчетвером уезжаем. Мы едем по точкам, собираем. Собрали все. Потом уже в Иркутске - это прямо перед Байкалом - нас догоняет второй экипаж. Сказать, что дорога была легкая и быстрая - это не правда, было не просто тяжело, а нереально тяжело, потому что между Кемерово и Иркутском дороги не было совсем. В общем, были такие моменты, и очень много, когда риск для жизни был максимальным. Просто в тот момент была цель, и хотелось ее достичь.

Начинается дорога Иркутск - Слюдянка, горная дорога. За руль садится капитан команды, за рулем второго автомобиля - Евгений Калинин. Горная дорога, скорость 160 км/ч. Дорога - грейдер, камни, ямы огромные, лед, снег. Мы приезжаем, подвески вообще нет. Наша спортивная подвеска, которая стояла на машине, просто развалилась. Мы оторвали стабилизаторы, оторвали один амортизатор - просто сломали шток, машина ехала на пружинах, которые провисли, так, что она ехала даже не на пружинах, а на отбойниках. Мы приехали вовремя и не самыми последними, и это стоило того, чтобы так убивать автомобиль, потому что если бы мы опоздали, то шансов выиграть у нас бы не оставалось.

Следующие два часа после финиша мы разместились в городе Усть-Баргузин, там нас приняла хозяйка. Мы подлатали наши машины, и организаторы нам дали три часа поспать. В семь утра мы на Байкале, прямо на льду, и перегон через Байкал от Усть- Баргузина до Северобайкальска, с юго-запада на северо-восток. Сказать, что это красиво и необычно - это ничего не сказать, это просто супер! Лед под тобой толщиной метр, голубой снег, голубые горы, голубой воздух, и сколько видно все вот такое, настолько необычно! И идет огромная колонна из машин, вертолет летает, все это снимает.

Ехали мы достаточно долго - целый день. По льду, объезжали торосы. Организаторы наняли специального проводника, потому что на Байкале в зиму происходит порядка 300 землетрясений. Это один из самых сейсмонеусточивых районов у нас в стране - и лед постоянно перемещается, торосы образуются, через них надо как то проезжать, мы несколько раз проезжали через трещины во льду, пили воду из Байкала. Доехали до Северобайкальска, там нам выдали следующее задание.
Задание было очень необычное. Нужно было найти правильный КП, именно правильный - было три ложных. В Северобайкальске мы находим Интернет кафе, и практически все команды, которые принимали участие, занимают это кафе.

Северобайкальск - это город размером с Чапаевск, там просто все сошли с ума! Никто никогда не видел такого количества необычных машин, наряженных в фирменные куртки людей, огромные джипы, которые с ревом проезжают мимо. И Интернет-кафе, где нет свободного места вообще, то есть там сидит человек сто. В итоге принято решение ехать по БАМу. Ребята!.. Тот, кто проехал по БАМу, никогда больше не будет жаловаться на дороги в России. Дороги там просто НЕТ!!!. Как вообще строили БАМ?

БАМ - это железная дорога, а вдоль нее идет техническая дорога, по которой ездят Белазы и Уралы-лесовозы, у них соответственно колеса метр высотой, поэтому ямы которые там есть, для них ничего, ну а для нас то! Представьте, у нас нет подвески, и начинается вот эта Байкало - Амурская Магистраль, дорога, которой в принципе нет!.. Она есть на карте, но ее нет-это просто направление!..

Все началось с того, что практически все команды выбрали этот маршрут, это и было пожалуй главной ошибкой, потому что была другая дорога, нормальная дорога, по которой можно доехать, но эта оказалась короче по километражу. Реально короче в два раза, но по времени то нет! Скорость максимальная-30 км/ч.
Это капец!!! Это просто самый нереальный жесткач изо всего жесткача! Даже переворот по сравнению с этим. ну вот такой маленький экстремальный момент и все! А когда на протяжении суток, даже почти двух суток ты беспрерывно копаешь, буксуешь, застреваешь, вытаскиваешь себя, других, практически не спишь, потому что спать невозможно.

Дальше дорога тоже вдоль БАМа, но по деревням. Она тоже узкая, но теперь это не просто дорога в лесу, это дорога через реки. Старые деревянные мосты, которые развалились уже, по которым иногда нельзя проехать, потому что по ним страшно даже идти. Тем не менее, проезжаем по этим мостам, они падают за нами, разрушаются. Форсируем реки, когда просто лед под нами ломается, льдины из-под колес вылетают, уже практически по воде скользишь, чтобы только доехать до берега, впечатлений конечно. Вот там был адреналин настоящий! Ребята, теперь я знаю, как он пахнет!

А дальше начался опять грейдер, камни, ямы, и такая вот дорога практически до Хабаровска. Приехали мы в Хабаровск, к сожалению, не взяли точку, которую должны были взять. Никто ее не взял, и организаторы приняли решение не зачесть этот этап никому. В Хабаровске мы починили машину, поменяли все амортизаторы, поменяли все пружины, стабилизаторы, заменили масла в редукторах, сделали развал схождение. Последний этап Хабаровск - Владивосток, перегон 760 км. Это, так же, точки культурной навигации, либо альтернативное задание - золотой конверт. Золотой конверт - это ребус, который нужно было разгадать, очень сложный. Мы его разгадали за 15 мин. И взяли сертификат - так называемую золотую открытку, которая была в поезде.

То есть ребус выводил на поезд?

Д.С.: Да, на поезд Иркутск-Владивосток. Нужно было перехватить его на какой- либо станции, и в нем в определенном вагоне ехал человек, у которого нужно было взять этот сертификат. А потом началось ралли. То есть максимальная скорость, которая только может быть, не жалея машин. У нас было штрафное время час сорок от первой команды, и плюс ко всему мы потеряли некоторое время пока искали дорогу. Мы нагоняем это время, приезжаем через 15 минут после первой команды. Дальше по условиям организаторов последний «Золотой» этап. В нем имеют право участвовать первые пять команд, которые пришли к финишу. Золотой этап - это преодоление препятствий внедорожного характера на ограниченной территории. Это маяк во Владивостоке на берегу Японского моря и различные задания. Например, переход Суворова через Альпы - две наклонных плоскости, между ними два с половиной метра, нужно, чтобы машина переехала на другую сторону. Бревно - высотой метр, надо чтобы машина колесом заехала и съехала с него. Плюс морской бой - это логико- математическая задачка - расчерчены клетки и нужно правильно проехать, так, чтобы не попасть в засаду, иначе команда теряет время. Старт был одновременный у всех - по ракете. В итоге мы делаем это все первыми.

Последнее задание было вообще смешное. Нужно было все четыре колеса снять с машины и перетащить их к финишу. Там, на финише, стояли три флагштока. Нужно было сложить колеса рядом с флагштоком, и девушка из команды должна была залезть на эти колеса, снять флаг и добежать с этим флагом до маяка - до самой крайней точки Владивостока и воткнуть там этот флаг. Все четыре колеса сняли с машины за минуту - это серьезно! В общем, все сняли, и запаску вытащили, положили. Оксана залезла на этот пьедестал, взяла флаг и побежала.

Все! Мы победили! Но чего нам это стоило..