Биодизель: за и против

Биодизель все чаще называют прямым конкурентом минеральному топливу. Ходят самые невероятные слухи, касающиеся этого продукта. Кое-кто из ученых считает его панацеей в борьбе с глобальным потеплением, другие, напротив, пророчат экологическую катастрофу из-за тотального внедрения биодизельного топлива. В этой статье мы раскроем тему производства, а также плюсов и минусов использования биодизеля. 

Истоки

История биодизеля началась в 1895 году. И первым, кто начал использовать биодизель, стал не кто иной, как изобретатель первого дизельного двигателя - Рудольф Дизель. В это время он спроектировал двигатель, работающий на переработанном определенным образом арахисовом масле. Далее была первая мировая война,- во время которой биодизель и вообще биотопливо активно использовалось странами - участницами боевых действий. Одновременно, с началом первой мировой войны, были открыты крупные залежи нефти.

В условиях промышленного бума, ознаменовавшего первую половину двадцатого столетия, дизельное топливо производилось преимущественно из минерального сырья, и биодизель был незаслуженно забыт. Однако, начиная с пятидесятых годов, в связи с ростом цен на нефть, интерес к биологическим энергоносителям вновь начал расти. Но до недавнего времени биодизель  постоянно проигрывал топливу на основе нефти. Ситуация начала меняться в конце двадцатого века. Причиной послужили данные о постепенно истощающихся запасах нефти и общий интерес к защите окружающей среды. Не последнюю роль в этом сыграли и постоянно растущие цены на продукты нефтепереработки.

Производство биодизеля

Биодизель производится сейчас по всему миру. Объемы производства постоянно растут. Ежегодный рост, в среднем, составляет 3 процента. Однако, в связи с тем, что страны экспортеры энергоносителей постоянно оказывают давление на производителей биотоплива, а также с тем, что имеются определенные трудности с хранением и производством сырья,- о конкурентоспособности биодизеля говорить пока рано.

Принцип производства биодизеля заключается в переэтерификации растительных жиров с катализатором при добавлении метанола. В разных странах для производства биодизеля используются следующие масленичные культуры:

  • США – соевые бобы;
  • Канада – разновидность рапса канола;
  • Страны Южной Америки – касторка;
  • Европейские страны – рапс;
  • Малайзия, Индонезия, Филиппины и т.д.  используют преимущественно пальмовые и кокосовые масла.

В качестве сырья для биодизеля также можно использовать отработанное растительное масло и масла животного происхождения. Кроме того, разрабатывается проект по получению биодизеля из морских водорослей.

Плюсы и минусы биодизеля

Биодизель имеет массу положительных свойств. Начнем с того, что биотопливо чрезвычайно дружественно к окружающей среде. В процессе сгорания биодизеля, практически не образуется сернистых соединений, да и выброс углекислоты в атмосферу минимален. Для использования данного топлива не нужно вносить изменения в конструкцию двигателя автомашины.

Биодизельное топливо обладает прекрасными смазочными характеристиками,- по этой причине детали двигателя и топливного насоса служат в среднем на 55 процентов дольше, по сравнению с деталями двигателей, работающими на минеральных видах топлива. Цетановое число биодизеля составляет 51, тогда как у минерального дизтоплива оно всего 43. Благодаря этому, двигатель на биодизеле работает ровнее и с меньшим уровнем вибрации.

Производство биодизеля для своих нужд можно наладить и на приусадебном участке. В настоящее время в сети интернет появилось огромное количество предложений по продаже оборудования для изготовления этого топлива. Кроме того, некоторые энтузиасты собирают реакторы для изготовления биодизеля из подручных материалов. Сырьем может служить, к примеру, отработанное растительное масло из ресторанов быстрого питания.

Вместе с тем, данный вид топлива имеет и несколько минусов. Самым основным может считаться срок хранения биодизеля. В связи с тем, что биодизельное топливо сохраняет свои свойства всего 3 месяца, после чего разлагается,- производство, и хранение данного топлива сопряжено с проблемами. Для длительного хранения биодизеля может быть использована консервация, однако, это существенно повышает стоимость продукта.

Вторым минусом считается невозможность применения биодизеля в зимний период без устройства подогрева бака и топливной магистрали. При отрицательных температурах биодизель густеет и его использование становится невозможным. Данная проблема решается добавлением к биодизелю минеральных видов топлива. Однако, учеными разрабатывается технология производства зимнего биодизеля, целиком состоящего из экологичных компонентов.