Газобаллонное оборудование для автомобилей

Использование газа для питания двигателей внутреннего сгорания известно давно. Многие автолюбители устанавливают газобаллонное оборудование (ГБО) на свои автомобили для повышения экономичности двигателя. В этой статье мы рассмотрим виды газобаллонного оборудования, а также взвесив плюсы и минусы ГБО.

Немного истории

Применять газ как топливо для двигателей внутреннего сгорания начали сразу после изобретения этого вида двигателей. Так в 1823 году изобретатель из Англии Самуэль Браун  разработал первый ДВС, использующий в качестве топлива бытовой газ. А уже в 1842 году англичанин Дрейк получил патент на газовый двигатель, с калильным зажиганием. В 1860 году изобретатель из Франции Жан Этьен Ленуар запустил массовое производство силовых агрегатов, работающих на бытовом газе, используемом для освещения.

В 20-х годах прошлого столетия началась эпоха газогенераторов. Эти устройства с помощью тепла преобразовывали твердое топливо в газ. Советские ученые разработали несколько автомашин, использующих данный газ для работы ДВС. Германская Демократическая Республика в 1949 году выпустила трактор с газогенератором.

Использование газобаллонного оборудования на автомобилях в нашей стране началось после Великой Отечественной Войны. Тогда началось изготовление ГБО по образцу трофейного немецкого оборудования. Надо отметить, что фашистская Германия использовала газ как альтернативное топливо для ДВС на протяжении всей второй Мировой войны.

Виды газобаллонного оборудования

Различают ГБО пяти поколений. Первое поколение газобаллонных систем еще называется карбюраторным, и является наследием того самого трофейного немецкого оборудования. Такое оборудование отличается простотой и надежностью, и до сих пор в неизменном виде используется некоторыми сельскохозяйственными и промышленными предприятиями. ГБО второго поколения отличается от первого методом поступления топлива в цилиндры двигателя, и наличием ручной системы регулировки подачи смеси.

Третье и четвертое поколение газобаллонного оборудования отличается от предыдущих тем, что в них реализована система прямого впрыска топлива. Кроме системы впрыска, в четвертом поколении используется компьютерный блок управления и регулировка с помощью персонального компьютера. Пятое поколение газобаллонного оборудования использует прямой впрыск сжиженного газа, и отличается высокой сложностью конструкции: по этой причине ГБО пятого поколения в нашей стране не получило широкого распространения.

Вне зависимости от поколения, ГБО обычно состоит из следующих деталей:

  • баллон для газа с устройством для заправки;
  • Специальный редуктор;
  • Дозатор;
  • Устройство, смешивающее рабочую смесь;
  • Клапан для бензина;
  • Клапан для газа;
  • Электронное устройство, управляющее клапанами;
  • Устройство для переключения топлива;
  • Электронное дозирующее устройство.

Плюсы и минусы газобаллонного оборудования

Безусловно, самым важным положительным качеством газобаллонного оборудования, является низкая стоимость топлива. И, хотя, полностью отказаться от использования бензина не удастся, а расход газа немного выше расхода бензина, экономия получается существенная. Поскольку газ не смывает смазку с деталей двигателя,- поршневая группа служит дольше. Кроме того, увеличивается срок между заменами масла. Октановое число газового топлива больше 100 единиц и по этой причине уменьшается детонация двигателя.

Существуют и отрицательные стороны при использовании ГБО. В первую очередь,- это потеря мощности двигателя при работе на газу. Кроме того, газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля в среднем на тридцать килограммов. Еще одним недостатком является то, что ГБО  занимает много места в багажнике автомобиля. Существует необходимость в дополнительных расходах на диагностику и обслуживание оборудования. В целом, установка ГБО быстро окупается только при интенсивной эксплуатации автомобиля.