Национальный автомобильный музей Франции: легендарная коллекция братьев Шлумпф

Во Франции находится знаковый для любого автолюбителя музей. Речь идет о Национальном автомобильном музее Франции - легендарной коллекции братьев Шлумпф.

Находится самое крупное в мире собрание старинных машин в небольшом городе Мюлузе, расположенном недалеко от границы с Германией и Швейцарией. Кому-то покажется сравнение с Лувром достаточно претенциозным, но не спешите с выводами. На самом деле у них есть много общего. В частности самим фактом своего существования каждый из них обязан конкретному человеку: Лувр - Наполеону Бонапарту, музей в Мюлузе - Фрицу Шлумпфу. Кроме того, обе коллекции являются крупнейшими в своей области. Ну и, наконец, экспозиции настолько масштабны, что на их осмотр нужно потратить уйму времени.

В основе любой коллекции всегда лежит интересная история, особенно когда речь идет об антикварных автомобилях. Своим появлением, как уже было отмечено ранее, музей в Мюлузе обязан текстильному магнату Фрицу Шлумпфу. Он родился в 1906 году в Италии - на два года позже своего брата Ганса. Вскоре после рождения второго ребенка семейство Шлумпфов переселилось в Мюлуз. Получив достойное образование, в конце 1920-х годов братья занялись предпринимательством, а в 1935-м создали свою текстильную компанию в соседнем городке Мальмерспах. В свободное от работы время Фриц с большим энтузиазмом принимал участие в автогонках.

После окончания войны он участвовал в популярных в то время соревнованиях по подъему на холм на купленном еще в 1930-е годы гоночном Bugatti 35В. К 1957-му Фриц владел тремя Bugatti, а для ежедневных поездок пользовался стильным спорткаром Mercedes-Benz 300SL. Он давно хотел собрать коллекцию европейских исторических авто, и его мечта постепенно начала обретать форму. Первенцами в конце лета 1957 года, помимо уже имеющихся Bugatti, стали гоночный Dufaux, кабриолет Le Zebre и седан Voisin.

Страсть к коллекционированию полностью захватила Фрица. Летом 1960 года он отправился на юг Франции на свою первую «охоту за раритетами». Война пощадила эти места, поэтому здесь можно было обнаружить в гаражах и сараях настоящие шедевры. В результате изысканий Фриц за короткое время стал обладателем 40 автомобилей, в том числе трех Rolls-Royce, двух Hispano-Suiza и дюжины Bugatti. А главным трофеем стал седан Bugatti 46, четверть столетия пылившийся на складе в марсельском порту. Машины аккуратно погрузили в крытые железнодорожные вагоны и отправили в Мюлуз на фабрику Шлумпфов.

Как известно, аппетит приходит во время еды. Естественно, почувствовав ни с чем не сравнимый азарт, Фриц с новыми силами продолжил свои изыскания. Слухи о фанатичном коллекционере мгновенно распространились среди владельцев старинных авто. Предложения поступали Шлумпфу со всего мира, а чтобы повысить эффективность поисков, Фриц раскинул настоящую разведывательную сеть, используя в качестве агентов своих дилеров и партнеров по бизнесу. Он никогда ничего не продавал - только покупал, и только лучшее. Но главной его страстью были автомобили марки Bugatti.

Королевские Bugatti

В 1962 году в руки Фрица попал список владельцев всех сохранившихся Bugatti, и он немедленно разослал каждому из них предложения приобрести имеющийся экземпляр. С помощью такого нехитрого способа за несколько месяцев коллекция Фрица пополнилась полусотней Bugatti. Год спустя он купил еще 18 автомобилей, четыре шасси, восемь двигателей и ряд других узлов непосредственно в Bugatti. Кроме того, он договорился о ремонте и реставрации своих машин на заводе компании. По соглашению вместе с заводскими машинами Фриц получил и часть семейного гаража Бугатти. Главной жемчужиной среди приобретенных авто стал один из шести «королевских» Bugatti Royal - экземпляр с кузовом Coupe Napoleon.

Следующей «жертвой» страсти Фрица стал американский коллекционер Джон Шекспир, выставивший на продажу почти три десятка Bugatti, в том числе лимузин Royal. Американец наотрез отказался продавать коллекцию по частям. После изнурительных торгов сделка состоялась. За 30 машин Фриц отдал ни много ни мало 85 тысяч долларов, то есть менее 3 тысяч за машину. Для сравнения, за дебютировавший в том же 1964 году Ford Mustang просили 2,5 тысячи. Сегодня один только Bugatti Royal оценивается в несколько десятков миллионов долларов.

В начале 1965 года Фриц Шлумпф начал воплощать в жизнь свою очередную грандиозную идею - создание автомобильного музея. За короткое время весь персонал фабрики в Мюлузе был уволен, а оборудование и материалы перевезены на другие предприятия компании. Цеха прядильни за несколько месяцев превратились в крупнейший в Европе реставрационный центр. Пока полным ходом шла реставрация экспонатов будущего музея, осенью 1967 года внутри главного корпуса фабрики начались строительные работы.

Огромный зал площадью 17 тысяч м2 украсили 900 литых светильников - точных копий фонарей моста Александра III в Париже. Торжественное открытие музея было назначено на весну 1976 года. Но тут фортуна неожиданно отвернулась от братьев Шлумпф - им так и не довелось представить публике уникальную коллекцию. Экономический и политический кризис, охвативший Францию в конце 1960-х - начале 1970-х годов, больно ударил по частному бизнесу. По стране прошла волна забастовок. Компания братьев Шлумпф была признана банкротом и продана с молотка за символичную сумму в 1 франк. Ганс и Фриц, спасаясь от судебного преследования, едва успели перебраться в соседнюю Швейцарию.

Защита законом

Месяцы после оглашения банкротства были для рабочих не лучшим периодом, многим грозило увольнение. Не надеясь на помощь властей, они решили действовать самостоятельно. Ранним утром 7 марта 1977 года два десятка человек проникли на территорию фабрики в Мюлузе.

Когда они включили свет, их изумлению не было предела - огромный зал было тесно заставлен старинными автомобилями... Кое-кто туг же предложил все это распродать, чтобы выплатить задолженности и пособия. Но, к счастью, коллекцию удалось сохранить, а в апреле 1978 года французское правительство специальным указом объявило о включении автомобилей из коллекции Фрица Шлумпфа в реестр охраняемых исторических памятников. Документ содержал категорический запрет на их вывоз из страны или продажу.

В начале следующего года всех сотрудников бывших предприятий Шлумпфов обеспечили новыми рабочими местами, а здания фабрики вместе с коллекцией были за 11 миллионов долларов проданы специально образованной ассоциации собственников. В 1981 году был учрежден Национальный автомобильный музей, который год спустя принял своих первых посетителей.