«Умные» дороги

Транспортная инфраструктура крайне важна для человечества и в плане экономическом, и развития связей, а также для обеспечения свободы перемещения. Особенно большое значение имеют автомобильные дороги самого разного назначения. Они соединяют между собой не только населенные пункты, но и морские и речные порты, железнодорожные станции, и авиационные терминалы. Именно на этих путях сообщения перемещаются множество транспортных средств, управляемых непрофессионалами.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере «умных» дорог ведутся в двух направлениях:

1. Разработка принципиально новых покрытий и расширения функций автомобильных дорог;

2. Совершенствование систем управления движением и повышение безопасности использования транспортных средств, а также развитие придорожной  инфраструктуры.

Порой выдвигаемые проекты выглядят совсем уж фантастическими и требуют огромных затрат, разработки новых материалов с уникальными свойствами.

Проекты и их практическое применение

Так в Соединенных Штатах инженеры  Джулия и Скотт Брюсоу предложили интересную схему автодороги: своеобразный гибрид транспортной магистрали и электростанции. Суть проекта состоит в том, чтобы под прозрачное внешнее покрытие уложить панели солнечных батарей. Помимо запредельной стоимости есть и чисто технические сложности: в настоящее время просто не существует  прозрачных покрытий, способных выдержать нагрузки от движения тяжелого транспорта.

Однако говорить о полной несостоятельности проекта не стоит. Так многие из предложенных идей уже в следующем году будут реализованы в Голландии. В этой стране готовиться к вводу в эксплуатацию участок умного хайвэя.  Над проектом работают две компании Heijmans Infrastructure и Studio Roosegaarde. Здесь решили использовать в первую очередь интерактивные решения для информирования участников дорожного трафика об условиях движения.

По замыслам проектировщиков в самом ближайшем будущем дорога будет предупреждать водителей об образовании пробок, снежных заносов и других ситуация затрудняющих трафик. Для достижения этих целей не потребуется кардинальной переделки всей сети. В качестве основы используется уже имеющаяся инфраструктура. Однако при кладке асфальтного слоя в него будет добавляться пластик, что позволит использовать старое покрытие повторно.

Всего планируется ввести в дорожную инфраструктуру пять новшеств:

  1. динамическая разметка, с отображением данных об условиях движения;
  2. освещение дороги с использованием специальных красок;
  3. выделенная полоса для электромобилей с возможностью индукционной подзарядки аккумуляторов;
  4. энергообеспечение:  за счет системы ветрогенераторов, установленных на обочинах;
  5. подсветка вертикальных элементов управления движением в периоды ограниченной видимости.

Все элементы сейчас находятся на стадии проверок, и по мере готовности будут вводиться в строй.

Забота о пешеходах

Помимо транспортных средств в дорожном движении участвуют еще и люди передвигающиеся своим ходом. Наиболее опасными для них являются пешеходные переходы, где пересекаются два потока. Все попытки сделать эти участки дорог безопасными малоэффективны. Водители зачастую просто не замечают людей, невзирая на все предупреждающие знаки, разметку и светофоры.

Наиболее перспективным на взгляд специалистов есть предложение организовать специальную подсветку людей, пересекающих проезжую часть. Это выделит их на фоне других объектов и сделает очень заметными. Подсветка должна осуществляться фонарями, встроенными в проезжую часть. Более сложный проект интерактивного перехода реализован в Южной Корее,  в оборудование его входит лазер. Луч создает перед машиной нематериальный, но хорошо видимый шлагбаум.