Топ-8 лучших ретро концепт-каров

Концепт-кары призваны не только демонстрировать технические возможности того или иного автобренда. Основная задача концепт-каров - проверить реакцию публики на новый необычный дизайн автомобиля. В этой статье мы посмотрим на ретро концепт-кары и увидим, как представлялись автомобили нашей современности людям прошлого.

Buick Centurion ХР-301

1956. Автосалон: Лос-Анджелес (Motorama' 56)

Buick Centurion (на фото) можно принять за автомобиль супергероя не только из-за его запоминающейся наружности, но и благодаря характеристикам и... Как бы это лучше сформулировать? В общем, если присмотреться, то автомобиль лишен зеркал заднего вида. Вместо них в хвостовой части машины была вмонтирована телекамера, которая передавала на мони- торчик в салоне все, что происходит сзади авто. Заметьте, камера давала цветное изображение, и это притом, что на дворе 1956 год - эпоха ламповой телерадиотехники. При открывании дверей передние сиденья автоматически сдвигались назад для удобной посадки. Крыша была полностью прозрачна и давала обзор водителю в 360 градусов. Отделка и дизайн салона также моментально были оценены журналистами. Автомобиль имел бы шанс стать серийным, если бы не высокая себестоимость.

Tucker Torpedo «48»

1948. Автосалон: Детройт

У этого концепт-кара печальная история, как, впрочем, и у его создателей. Престон Томас Такер и Гарри Миллер были друзьями и коллегами одновременно - до войны они занимались сборкой гоночных болидов для соревнований и небезуспешно делали свою работу. В 1946 году Томас регистрирует автомобильную фирму Tucker Corporation и за год создает Tucker Torpedo. К 1948 году автомобиль проходит нужные доработки и фактически готов к серийному производству (его изначально и запланировали для конвейера). Обтекаемый футуристический кузов, вертолетный 5,5-литровый 166-сильный двигатель фирмы Franklin, независимая подвеска, дисковые тормоза, 24-вольтная электросеть - все это сделало бы Tucker Torpedo фаворитом покупателей, что представляло опасность для «Большой детройтской тройки» (Chrysler, General Motors, Ford), машины которых остановились в развитии еще в довоенный период. Таккер ступил в зыбучий песок и уже не смог выпутаться - ему предъявила претензии налоговая служба, пресса обвинила его в присвоении многомиллионной суммы, акционеры потребовали вернуть вложенные деньги. Славный автомобиль-торпеда был убит еще в зародыше. В 1956 умер и сам Таккер. Посмотрите еще раз на этот автомобиль, ставший одновременно и гордостью своего хозяина, и его губителем.

Ghia Gilda Streamline X Coupe

1955. Автосалон: Турин

Кто-то называл этот концепт «Ракетой», кто-то «тапком», но все в один голос пророчили автомобилю большое будущее. Джованни Савонуззи из итальянской компании Ghia получил заказ от Chrysler сделать автомобиль будущего. Джованни добросовестно отработал свой гонорар, однако не все его задумки были воплощены в жизнь. Он планировал установить на Gilda газотурбинный двигатель, дабы машина полностью соответствовала поставленной свыше задаче. Тем не менее чиновники решили, что 1,5-литрового двигателя OSCA вполне хватит «ракете».\Когда закончился туринский автосалон, интерес заказчиков к Gilda Streamline X Coupe, как это часто бывает с концептами, пропал. Суперкар после Турина направился в музей Генри Форда, пока он не был выкуплен калифорнийцем Скоттом Грандфором за 125 тысяч долларов. Новый владелец довел свое приобретение до ума и все-таки оснастил его газотурбинным двигателем, как и было задумано вначале. Сейчас наследники Грандфора снимают прибыль с автомобиля, отдавая его на всевозможные выставки.

Astra-Gnome: Time and Space Car

1956. Автосалон: Чикаго

Концепт-кар Astra-Gnome: Time and Space Car позиционировался на рынке как «машина для перемещения во времени и пространстве». Такую концепцию подчеркивал футуристический внешний вид, оборудование интерьера также соответствовало дизайну автомобиля. На панели приборов красовались часы с указанием небесных временных зон и другие креативные примочки. Купольная часть машины использовалась как звуковая камера. Автомобиль вызвал большой ажиотаж в свое время, однако серийным так и не стал. Richard Arbib Co. Inc. заказывали кузов для своего концепта в нью- йоркском кузовном ателье Mazzara, а шасси у Nash Metropolitan. Примечательно то, что Nash Metropolitan своего рода американский аналог отечественного ЗАЗа.

Chrysler Turboflite

1961. Автосалон: Париж

Какую бы часть этого концепта мы ни стали бы оценивать, каждой поставили бы наивысший бал за красоту и оригинальность. Передок выполнен таким образом, что колеса открыты примерно как у багги, что даже сейчас считается весьма новаторским ходом для купе. Переходим к средней части - поднимается вся крыша вместе со стеклами наподобие крышки заварника, когда на нее давишь большим пальцем. После поднятия крыши-монолита открываешь дверь и выходишь. Достопримечательностями задней части стали сплошная фара и необычной формы спой- лер. Впоследствии дизайн этой модели успешно перекочевал в такие модели Dodge Charger Daytona и Plymouth Road Runner Superbird.

Pontiac Bonneville Special

1954. Автосалон: Майами (Motorama '54)

Первый спорткар у «Понтиака» получился славным. Нутро вполне соответствовало внешнему виду, напоминавшему звездолет. 6-литровый двигатель, произведенный на промышленной базе «Корвета», снабжал «Бонвиль» 280 л. с. и давал возможность за 8 секунд достигать скорости в 100 км/ч, что было весьма солидным показателем в то время. В природе имеется два «Бунвиль Спешл» (коричневый и зеленый), оба из которых находятся в гаражах автоколлекционеров. Почему у «Понтиака» получилось два концепта? Все очень просто - вторую создали для европейских автосалонов, чтобы по обе стороны океана одновременно демонстрировать своего красавца и получать лавры.

Dean Jeffries's Mantaray

1963. Автосалон: Окленд

Работая на Кэролла Шелби (инициатор появления легендарного спорткара Cobra Mark II), Дин Джефрис зарекомендовал себя хорошим автодизайнером. Поэтому к очередному автошоу (Oakland Roadster Show) ему было разрешено сделать автомобиль, при этом ему была предоставлена полная свобода творчества. Взяв за основу «Кобру», Дин создал Mantaray, который себя неплохо показал на автошоу и даже выиграл кое-какой денежный приз. Будучи полным клоном Cobra Shelby, Mantaray привлекал к себе внимание, во-первых, несимметричным кузовом: во-вторых, длинным «носом». По этому поводу Дин не раз слышал подколку, что лучше бы он назвал машину не Mantaray, a Cyrano (аллюзия на Сирано де Бержерака). Данный концепт даже умудрился засветиться в кино - молодежная комедия 1964 года Bikini Beach.

Phantom Corsair

1938. Автосалон: Нью-Йорк

Чтобы осознать оригинальность этого автомобиля, опередившего свое время, достаточно представить, что каких-то пять лет назад до его выпуска в Америке была Великая депрессия и автомобили сплошь имели деревянные кузова. «Фантом», это шестиместное купе, был детищем Раста Хайнца и Мориса Шварца. Авторы прототипа не хотели останавливаться на одном экземпляре и планировали мелкосерийное производство, однако гибель Хайнца в автокатастрофе в 1939 году расстроила эти планы. Кузов Phantom Corsair, изготовленный из стали и алюминия, был всего лишь 140 см в высоту. Передние крылья, полностью прикрывавшие колеса, были как бы единым целым с кузовом и не имели подножек, а это весьма прогрессивное решение для 1938 года. Габариты авто также впечатляли - 6 м в длину и 1,94 м в ширину, чего хватало, чтобы разместить четырех человек в первом ряду и одного рядом с водителем. Модифицированный атмосферный двигатель Lycoming V8 мог разогнать эти два центнера (2100 кг) на колесах до 185 км/ч. 190 «лошадей» под капотом делали автомобиль еще больше похожим на «Фантом корсара».