История Toyota

Сейчас Toyota Motors Company — не просто лидер авторынка, а первопроходец в инновационных технологиях, первым выпустивший на рынок многое из того, без чего невозможно представить современный автомобиль. А еще Toyota — законодатель мод в менеджменте, с которого берут пример конкуренты. Как же компания, начавшая производить машины через 30—40 лет после своих европейских и американских коллег, смогла их не просто догнать, а перегнать?

История Toyota как автомобильного бренда началась в 1933 году. Именно тогда владельцы компании Toyoda Automatic Loom Works, производившей ткацкие станки, продали несколько патентов англичанам и вложили полученные деньги в новое для себя поприще. Автомобильный департамент возглавил Киичиро Тоёда — сын владельца компании Сакичи Тоёды. К тому моменту Киичиро уже был опытным инженером: в конце 1920-х он полтора года провел в турне по Европе и Америке, где изучал местный автопром.

Первый двигатель был разработан автомобильным департаментом Toyoda Automatic Loom Works в 1934 году, а еще через год с конвейера завода сошел первый легковой Model A1, чуть позже переименованный в Model AА. Почти сразу компания стала выпускать и свой первый грузовик — Model G1. Это были первые автомобили, созданные в Азии. А четыре G1 еще и стали первым экспортом в истории предприятия — сразу после выпуска они отправились в Северный Китай. В 1937 году автомобильный департамент был выделен в отдельную компанию, которая получила название Toyota Motor Company. Для нового бренда было решено немного изменить фамилию клана основателей компании — Тоёда. Слово Toyota удачно записывается японской азбукой катакана — с помощью всего восьми росчерков пера (для записи «Toyoda» понадобится 17 штрихов), а число «8» считается в Японии счастливым.

История логотипа Toyota

Поначалу логотипом компании была надпись Toyoda — латиницей или азбукой катакана. После переименования была создана эмблема с динамичным написанием нового названия в круге. Для экспорта в Европу и Америку машины украшали надписью «Toyota» или просто заглавной «T». А современная эмблема была создана в 1989 году. Два перпендикулярно расположенных овала в ее центре символизируют прочные взаимоотношения между клиентом и производителем, а третий, самый большой, заключает в себе идею глобальной экспансии технологий Toyota.

Toyota после войны

Бурному расцвету концерна помешала Вторая мировая война. В это время ни о каких инновациях речи не шло, даже гражданские легковые автомобили Toyota Motor Company перестала производить, полностью сосредоточившись на армейских грузовиках. После войны японцам пришлось начинать все практически заново: заводы разрушены, экономика страны в упадке. И Toyota серьезно пересмотрела систему менеджмента, чтобы успешно справляться с тяжелыми временами. Вдохновителем реформ стал новый генеральный директор — Эйджи Тоёда, двоюродный брат Киичиро.

Эйджи вместе с единомышленниками разработал знаменитую производственную систему Toyota (TPS), в которой и появился принцип «кайдзен» — в переводе с японского «перемена к мудрости». Эта философия, которая предполагает постоянное совершенствование и улучшение работника, управленца и конечного продукта, стала основополагающей на всех заводах Toyota уже в 1950-х. Тогда же компания вводит систему предложения идей, вовлекая всех, от рабочего до директора, в процесс улучшения автомобиля. Каждый сотрудник мог предложить свою идею по усовершенствованию любого процесса, происходящего в компании, — и получал премию, если его предложение внедрялось. В 1959 году по инициативе Таичи Оно в компании начали внедрять уникальную систему управления производством «камбан», которая позволяла избежать потерь материалов, времени и производственных мощностей. Все это вкупе с созданием отдельной компании, занимавшейся сбытом автомобилей, позволило Toyota Motor Company не только относительно безболезненно пережить послевоенный кризис, но и быстро выйти в законодатели автомобильной моды.

Захват рынка США

Именно в 1950-х годах Toyota выпускает модели-бестселлеры, которые, благодаря постоянному совершенствованию, до сих пор пользуются спросом. Так, появляется знаменитый внедорожник Land Cruiser, затем — легковой Crown. Концерн создает подразделение по экспорту автомобилей в США, но первый блин выходит комом: Toyota Crown оказалась неприспособленной для больших расстояний, которые часто за рулем преодолевают американцы. Однако Эйджи Тоёда не был бы собой, если бы не исправил эту ситуацию, и уже в начале шестидесятых в США начинается бум продаж Toyotа.

. А в 1968 году эстафетную палочку перехватывает Toyota Corolla, которая совсем скоро становится самой продаваемой машиной в мире, обойдя даже знаменитого Beetle Volkswagen. Именно в те годы Toyota Motor Company формулирует основополагающие принципы своей философии: «Развиваться во все более конкурентоспособное предприятие, поощрять стремление к гармоничному сосуществованию человека, общества и природы, которое способствует формированию глобального человеческого сообщества». На практике это сводится к четырем основным тезисам: вести открытый и честный бизнес по всему миру; с уважением относиться к каждому и опираться на индивидуальное творчество; предлагать товары и услуги, представляющие высокую ценность; создавать конструктивную и вдохновляющую рабочую атмосферу.

Выход в лидеры

В дальнейшем Toyota продолжает наращивать обороты, выпуская автомобили на любой вкус: знаменитый седан Mark2, спортивную Celica, компактное купе Sprinter, Tercel — первую переднеприводную машину в истории автопроизводства Японии. И каждая из этих моделей становилась хитом, потому что Toyota делала ставку на безупречное качество исполнения, стараясь даже в недорогих моделях использовать максимум технических новинок. Все это позволило японцам уже к началу 1980-х выйти на третье место в мире по выпуску и продаже автомобилей. А в 2007 году Toyota впервые стала мировым лидером в этом списке.

Предыдущий лидер — General Motors — удерживал звание крупнейшего в мире автопроизводителя 76 лет подряд. Помня о том, что сила — в постоянном развитии, компания никогда не почивала на лаврах, стараясь дать покупателю лучшее, что только можно. Именно так появилось и люксовое подразделение Toyota — Lexus. И здесь, на неведомой ранее территории, компанию также ждал успех. До этого Toyota ассоциировалась с недорогими автомобилями, но дух постоянного совершенствования помог японцам занять достойную нишу в премиальном сегменте.

Курс на экологию

Компания трепетно относится к любым инновациям, делающим наш мир лучше. В 1992 году была представлена «Хартия Земли от Toyota», определявшая стратегию в вопросах защиты окружающей среды. Toyota приняла актуальный и сложный вызов: производить автомобили, которые были бы одинаково дружественны как к людям, так и к природе. Toyota Motor Company одной из первых начала массовое производство и продажу гибридных автомобилей. В 1997 году был выпущен Prius, затем гибридной силовой установкой оснастили Camry, а позже и большую часть модельного ряда Lexus. К концу 2015 года японцы планируют вывести на рынок 21 новую и обновленную модель легковых автомобилей с системой гибридного привода и утвердиться в роли единоличного мирового лидера этого сегмента. Следующим шагом в развитии зеленых технологий стал выпуск полноценного электрокара, работающего исключительно от батарей. Первыми до серийного производства добрались RAV4 EV и eQ.

Первая модель — полный близнец классического паркетника, но с электродвигателем под капотом. Эта машина с 153-сильным электродвигателем на одном заряде проезжает 160 километров, а сотню с нуля набирает за семь секунд. Toyota eQ — электрический собрат компактного iQ. Этот малыш на одной зарядке проезжает 85 километров с максимальной скоростью 125 км/ч. Время идет, и Toyota не стоит на месте — уже сейчас в лабораториях концерна работают над следующими этапами эволюции автомобиля. Так что совсем скоро мы можем ожидать появления машины, работающей на водороде. Да и технология беспроводной зарядки аккумуляторов — вопрос ближайшего будущего.