Автомобиль - источник полезных изобретений для человека

Автомобиль — давно уже не просто средство передвижения. Это детище огромной и наукоемкой отрасли, которая с завидным постоянством дарит миру полезные изобретения. Некоторые из них оказались удачными настолько, что изменили эпоху — первоначально предназначенные для автопрома, они перекочевали в другие сферы быта, став привычными атрибутами современной жизни. О таких изобретениях наш рассказ.

 

Лампа-фара

Конструкция автомобильных фар прошла долгую и интересную эволюцию — от газовых ламп до светодиодов и лазеров. Для нашего исследования особо примечательна так называемая лампа-фара — устройство, вошедшее в употребление в середине прошлого века, где отражатель, линза и лампочка представляют собой единый узел. Плюсы конструкции — герметичность, быстрое остывание, минимальное загрязнение рассеивателя. Неспроста руководители госавтоконсорциума США ввели лампы-фары в качестве стандарта для всех местных автомобилей — и обязательная инновация продержалась целых 17 лет, с 1940-го по 1957-й. Лампа-фара давала столь четкий направленный луч, что стала широко использоваться за пределами автопрома: на взлетно-посадочных полосах аэропортов, или в прожекторах для освещения сцен и рок-концертов. И, конечно, в ручных фонариках.

Коробка передач

Первые автомобили очень плохо справлялись с подъемом в горку, даже весьма пологую. Этот вызов принял юный и дерзкий инженер Луи Рено — 24 декабря 1898 года на своем Voiturette он успешно проехал вверх по крутой улице Рю Лепик, что на парижском Монмартре. Эксперимент удался благодаря коробке передач, которая позволила менять частоту вращения и крутящий момент на ведущих колесах. Рено тут же получил первые 12 заказов на автомобиль Voiturette Type А, оснащенный первой в мире КПП (три скорости вперед, одна назад). Ныне коробка передач используется на вращающихся узлах повсеместно — от танков и велосипедов до станков и зубоврачебных приборов.

Бензиновый двигатель

Первые двигатели внутреннего сгорания были созданы еще в конце XVIII века, но конструкции это были громоздкие и малоэффективные. Резкий скачок КПД произошел, когда изобрели карбюратор. До сих пор не утихают споры, кто именно первым сконструировал бензиновый ДВС: то ли Карл Бенц, в 1885 году установивший на свой Motorwagen подобный движок мощностью 1 л. с., то ли Готлиб Даймлер, в том же году испытавший схожий мотор на мотоцикле. Как бы то ни было, появление четырехтактного бензинового ДВС изменило направление развития цивилизации. Автомобили на топливе, полученном путем ректификации нефти, стремительно вытеснили электрические и паровые. По всей планете началось бурение скважин и строительство заправочных станций. И даже первый самолет взлетел, поднятый в воздух бензиновым ДВС.

Навигатор

Редкий турист сегодня обходится без «навигатора», но мало кто знает, что первые подобные гаджеты появились без малого сто лет назад — и именно для удобства водителей авто. Прибор, помогающий водителю ориентироваться в пути, был создан в Англии в 1920 году. Он напоминал наручные часы, только вместо циферблата — карта, свернутая рулоном, которую следовало вращать по мере продвижения. Отправился по новому маршруту — меняй рулон. В современном виде — спутниковом — навигаторы появились в 1993 году, когда на орбиту был выведен последний из 24 навигационных спутников — именно столько нужно для полного покрытия земной поверхности. Поначалу систему GPS использовали только военные, а в гражданское пользование она перешла уже в XXI веке.

Стеклоочистители

В 1903 году американка Мэри Андерсон, устав наблюдать за своим водителем, который то и дело останавливал машину и протирал стекло тряпкой, придумала стеклоочиститель с ручным приводом — его рукоять выходила в салон, так что водитель мог расчищать себе обзор, не особо отвлекаясь от езды. Через 14 лет Шарлотта Бриджвуд сконструировала для этой системы электропривод. Позднее патент перекупила компания Bosch, которая и внедрила дворники в массовое производство. Применение стеклоочистителей отнюдь не ограничивается стеклами автомашин — их наличие заложено в нормах конструкции поездов, самолетов, кораблей, а недавно пылевой стеклоочиститель был разработан специально для марсоходов NASA.

Дисковые тормоза

Между изобретением дисковых тормозов и их массовым внедрением в автопром прошло более полувека. Британский ученый Фредерик Ланчестер сильно опередил свое время — еще в 1902 году он запатентовал «диски» и самолично установил их на свой персональный гоночный Lanchester (эта компания позже вошла в состав Jaguar Motors). Однако технология в своем первоначальном виде магнатов индустрии не впечатлила. О разработках британца вспомнили в 1950-х, когда в «гонке лошадиных сил» тормозные системы перестали успевать за стремительным ростом мощности моторов. Оказалось, что дисковые тормоза гораздо эффективнее и безопаснее популярных в ту пору барабанных. Первой серийной моделью с «дисками» стал легендарный Citroen DS19 (1958) — к тому времени ноухау Ланчестера уже успешно использовалось в авиации и на железнодорожном транспорте.