«Липучка» - опасный вид зимней резины

И вновь зимний автомобильный сезон в самом разгаре, и множество опытных автовладельцев вновь начинают споры о наилучшей зимней резине. Многие, насмотревшись рекламы и начитавшись различных посвященных автомобильной теме форумов, с пеной у рта советуют приобретать «липучку», как более приятную и актуальную на городских трассах альтернативу шипованной резине. Проследить актуальность этих советов и разрешить входящий в каноны зимнего сезона спор взялись специалисты.

Что такое «липучка», если подходить к этому вопросу с научной точки зрения? Это – обыкновенные шины (снабженные более крупным и четким рисунком протектора), на которые нанесено специальное адсорбирующее влагу покрытие. По заявлениям производителя, это покрытие начинает расширяться по езде по заснеженной трассе, впитывая в себя влагу и действуя по аналогу обычной губки для мытья посуды. Этот факт должен сразу же развеять распространенное предубеждение о том, что любая зимняя резина без шипов считается «липучкой».

Чем производители так хорошо разрекламировали шины с адсорбирующим покрытием? Одним из главных нюансов стала езда в черте города (там, где снега выпадает меньше и там, где его регулярно убирают). Шипованная резина хороша при езде по слежавшемуся снегу и льду – мокрый же асфальт, покрытый тонким слоем укатанной и наполовину жидкой снежной слякоти, пагубно влияет на их долговечность. Плюс ко всему, шипы создают дополнительный шумовой эффект, раздражающий некоторых автовладельцев, и при езде по асфальту несколько снижают устойчивость авто на дороге ввиду ухудшения сцепления.

«Липучка» же избавлена от этих минусов. Она не шумит, не ухудшает маневренность, а отсутствие металлических шипов существенно повышает долговечность этого типа резины и, следовательно, срок безопасной эксплуатации. Однако мало кто знает, что избавившись от одних минусов, «липучка» приобрела другие – и это незнание становится причиной большого количества аварий и ДТП (в том числе – и с пешеходами, в том числе – и со смертельным исходом). Но кто же виноват в том, что проверенная и прошедшая международную сертификацию зимняя резина не справляется со своими обязанностями?

Во-первых, причиной недостаточной управляемости автомобиля на «липучке» служат российские дороги, о которых уже по всему миру ходят довольно неблагозвучные легенды. «Липучка» проверялась на европейских и американских трассах, созданных частными компаниями для проведения тест-драйвов нового оборудования (в том числе, и шин с адсорбирующим покрытием). Качество этих трасс невозможно сравнивать с дорогами провинциальных городов и даже с трассами в некоторых районах столицы. В итоге «липучка», сталкиваясь с огромным количеством неровностей, впитывает не так много влаги и имеет значительно меньшее сцепление с трассой, чем было регламентировано зарубежными специалистами.

Во-вторых, причиной этому можно назвать «аномальные» холода, привычные для многих регионов России. На низкой температуре (ниже -20 градусов по Цельсию) снег и лед начинают плавиться и отдавать влагу только при совершении заносов и экстренном торможении, поэтому «липучке» попросту нечего впитывать по ходу движения автомобиля. В итоге, при необходимости срочного торможения, тормозной путь машины значительно увеличивается, и происшествия избежать уже не удается.

Третьей причиной многочисленных ДТП на «липучке» являются сами водители, попавшие в зависимость перед предыдущими двумя факторами. Все опытные автомобилисты маневрируют больше на рефлексах: каждый знает, на что способен его автомобиль, на каком расстоянии он способен затормозить, какое пространство необходимо для разворота и многие другие тонкости, непонятные пешеходам и неопытным водителям. Некоторые, находясь во власти своих умений, подчиняются «летним» рефлексам, переодев авто в зимнюю резину. Именно по этой причине многим не хватает нескольких метров тормозного пути, прибавленных скользкой трассой, и именно по этой причине зимой сводки о дорожно-транспортных происшествиях переполняются именами пострадавших водителей, сбитых пешеходов и раненых пассажиров.

Сказать наверняка, что «липучка» является корнем всех бед, нельзя (хоть статистика и показывает, что более 75% всех зимних ДТП и совершены по вине транспорта без шипов на резине). За безопасность своей жизни, жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения отвечает в первую очередь сам водитель транспортного средства. Единственное, что может помочь избежать неприятных историй в зимний период вождения – это повышенная осторожность. Не стоит лихачить на покрытых снегом скользких трассах – чем выше скорость, тем больше метров прибавится к тормозному пути сверх расчетов водителя. Не стоит полагаться на ультрасовременные бренды – ни один вид зимней резины не поможет сохранить контроль над машиной, как своя голова на плечах. И, конечно же, не стоит нарушать правила дорожного движения – это сохранит и деньги при внезапной встрече с сотрудником ГИБДД, и безопасность при возникновении непредвиденных ситуаций.