Рейтинг АЗС по качеству бензина

Топливо на московских автозаправках улучшилось. Но можно ли утверждать, что все мы теперь застрахованы от покупки «неправильного» бензина?

Автовладельцы, как правило, выбирают АЗС по территориальному принципу: заезжают заправиться либо по дороге домой, либо, наоборот, спеша на работу. Но даже если пользоваться услугами проверенной станции, все равно можно наткнуться на топливо ненадлежащего качества, например, в межсезонье. Виной тому переход с одного класса бензина на другой, который, согласно регламенту, должен осуществляться в середине весны, ау нас это происходит, когда в голову взбредет. Между тем, используя «зимнее» горючее в теплое время года, мы рискуем: может перегреться двигатель.

Некачественный бензин приводит к поломке двигателя. Например, кислоты, щелочи, органические соединения влияют на детонацию, образование нагара, коррозии и в целом на интенсивность износа мотора, а также на токсичность выбросов. Смолы оседают на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренней поверхности топливного бака. Железо, свинец и марганец выводят из строя свечи зажигания и каталитические системы нейтрализаторов отработавших газов. В присутствии меди усиливается окисление бензобака, заборной трубки и топливного фильтра.

Топ-7 АЗС в Москве по качеству бензина:

  1. BP
  2. ЛУКОЙЛ
  3. Shell
  4. Газпромнефть
  5. «Татнефть»
  6. МТК
  7. «Роснефть»

ЧИСТОТА ЭКСПЕРИМЕНТА

Предварительно ознакомившись с ГОСТ Р 51866-2002, устанавливающим нормативы для моторного топлива, мы приступили к сбору образцов. Забив багажник алюминиевыми канистрами (по правилам бензин для экспертизы положено набирать в металлическую или стеклянную емкость), отправились колесить по московским улицам и площадям от Юго-Западного аж до Северного административного округа. В итоге «под колпак» попали сетевые АЗС основных производителей топлива - ЛУКОЙЛа, ТНК, «Роснефти», МТК, «Газпромнефти» и BP.

Подъехав на первую станцию, мы изрядно нервничали: казалось, что покупать всего пару литров бензина (как выяснилось, меньше двух столичные заправщики и не пробивают) - это подозрительно. К тому же канистры нам достались не самые маленькие - на 10 литров. Но, как известно, стоит сделать первый шаг - и дальше дело идет веселей. На следующей «подопытной» АЗС мы уже гораздо смелее просили плеснуть нам парочку литров АИ-95. На двух заправках - МТК и ТНК - работники попались разговорчивые. Они посочувствовали: «Вы ради двух литров целую канистру покупали? Можно же было взять пластиковую бутылку...» Сделав удивленные глаза, мы пролепетали, что разливать горючее в пластик на АЗС вроде бы запрещено техникой безопасности. «Всем разрешено, а вам запрещено, - усмехнулся один из них. - В другой раз приезжайте с баклажкой, нальем».

Между тем перевозить топливо в ПЭТ-таре действительно опасно. Ведь при взбалтывании и колебании температур бензин выделяет пары, которые могут просто разорвать неметаллическую емкость. Конечно, при небольших объемах последствия не очень серьезны, но, если рядом с машиной или в ней кто-то будет курить, есть основания ожидать неприятного результата. Даже если инцидент пройдет «по-тихому», запах горючего останется в автомобиле навеки - незавидная перспектива.

Проехав по Ленинскому и Комсомольскому проспектам, заглянув на Кутузовский, пару набережных, Тверскую и Волоколамку в районе МКАД, мы наконец-то достигли конечной цели - независимой испытательной лаборатории «МАДИ-ХИМ» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета на Ленинградском проспекте. Для чистоты эксперимента места забора топлива на канистрах не указывали, а только пронумеровали емкости.

Кстати, в ходе нашего рейда бросилось в глаза странное распределение по городу заправок ЛУКОЙЛа. То они стоят чуть ли не друг на друге - сразу три штуки подряд, то не найдешь ни одной. Всего в столице под вывеской «ЛУКОЙЛ» работает 107 АЗС, правда, многие из них - маленькие станции на две-три колонки. А вот у «Роснефти» (83 заправки) и BP (около 70) точек меньше, но их расположение почти всегда рационально и продуманно - на крупных магистралях, причем симметрично по противоположным сторонам движения.

СЕРЕ - НЕТ!

Итак, образцы почти неделю обрабатывались в лаборатории, а мы с нетерпением ждали результатов. «Топливо проверялось по девяти наиболее важным показателям из пятнадцати предусмотренных госстандартом. Среди них - октановое число, концентрация смол, серы и свинца», - подчеркнул руководитель испытательной лаборатории «МАДИ-ХИМ» Анвар Хазиев. Удивительно, но обнаружилось, что по уровню содержания серы весь доставленный нами на экспертизу бензин уже соответствует нормам Ев- ро-4, введение которых с 2010 года из-за кризиса перенесли на 2012-й. «В Москву уже на протяжении ряда лет поставляется топливо более высокого класса, поэтому результаты объяснимы, - говорит наш эксперт. - Мы регулярно проводим исследования, и в последнее время качество бензина улучшается». Так что в наших правильных канистрах в лабораторию приехал не подогнанный с помощью кучи присадок под нужные значения АИ-92, а вполне настоящий 95-й. «Положительная динамика налицо: если три года назад октановое число бензинов с некоторых АЗС не дотягивало до нормы, а у остальных находилось ровно на границе, то сегодня почти у всех представленных образцов оно идет с запасом», - отмечает Анвар Хазиев. В 2008-м при аналогичной проверке, проштрафились автозаправки ЮКОСа и ЕКА (сегодня принадлежат «Роснефти»).

Но каково же было наше изумление, когда мы узнали, что образец со станции ЛУКОЙЛа по концентрации серы соответствует нормам Евро-5. Она на 0,9 мг/кг ниже максимально допустимого по данному стандарту значения! «Это хороший показатель. У нас сернистая нефть, и качественно очистить горючее, естественно, можно, но процесс этот трудоемкий и дорогой», - объясняет эксперт отделения спецтехники и конверсии Академии проблем качества Игорь Рымарев. Но именно сера наносит наибольший вред окружающей среде, и нормативы Евро регулируют в первую очередь ее содержание. Ведь при соединении с водяными парами в процессе сгорания топлива этот химический элемент образует серную кислоту. «Сера повинна не только в разрушении металлических деталей двигателя. Попадая в атмосферу, она выпадает вместе с осадками в виде кислотных дождей. Вообще до 80% вредных веществ в атмосфере обеспечивают выбросы автомобилей», - рассказывает Анвар Хазиев.

Интересно, что три года назад, когда страна еще жила по Евро-2, ЛУКОЙЛ заявлял, что его бензин уже перешел на следующую ступень и соответствует нормам Евро-3. А экспертиза тогда показала, что на заправке именно этого производителя был взят тот единственный образец, который не дотягивал до требований Евро-3. При ограничении в 0,015% массовая доля серы составила 0,02%. В 2008-м в компании возразили, что такого быть не может и, вероятно, нам попалась не их заправка, а точка, принадлежащая франчайзи. Между тем к настоящему времени ни одной партнерской АЗС в пределах Москвы у ЛУКОЙЛа не осталось. «Партнеры не выдержали наших условий франшизы. Договоры были расторгнуты», -сообщил представитель ЛУКОЙЛа Владимир Семаков.

БОРЬБА С КАЧЕСТВОМ

Комментируя проверку бензина, проведенную нами в преддверии вступления в силу норм Евро-2, руководитель отдела региональных рынков РФ исследовательской группы «Петромаркет» Анатолий Каретников отмечал, что вертикально интегрированные компании начали отказываться от сотрудничества с посредниками из-за проблем с качеством реализуемого горючего. Сегодня эксперты подтверждают верность его прогноза. Лишившись франчайзинго- вых контрактов, владельцы единичных точек стали работать самостоятельно. Вот так и множатся АЗС, заправляться на которых может быть в самом деле опасно для «здоровья» автомобиля. «Недавно мы обнаружили некачественное топливо как раз на подобной станции в Москве», - констатирует Анвар Хазиев, признавая справедливость наших опасений. А Игорь Рымарев и вовсе советует бежать от небрендированных заправок, особенно за пределами МКАД, как от огня. Небольшие АЗС не брезгуют работой с организациями, изготавливающими горючее низкого качества или предлагающими левое топливо.

Все дело в том, что сырье для бензина, так называемый прямогонный бензин, октановое число которого редко превышает 65 единиц, не облагается акцизом. Поэтому недобросовестным производителям выгодно с помощью большого количества присадок получать на его основе смесь, близкую по показателям к требуемому по нормам топливу. «Один из наиболее легких и дешевых способов увеличить октановое число и понизить детонацию - добавить металлсодержащие присадки, в частности тетраэтилсвинец», - говорит руководитель Фонда содействия защите прав потребителей «Центр сертификации» Александр Денисов. Между тем металлы не сгорают в цилиндрах мотора, и если соединение тетраэтилсвинца не выносится в атмосферу, то оседает в катализаторе, забивая его соты, покрытые платиной. «В этом случае каталитический нейтрализатор регенерации не подлежит и, например, владелец автомобиля с мощным V-образным двигателем может «попасть» на 4 тыс. долларов», - замечает Анвар Хазиев. В связи с этим еще в 2003 году было запрещено использовать тетраэтилсвинец для повышения октанового числа автомобильного топлива.

Самый простой вариант - доведение октанового числа до необходимого значения с помощью присадок, которых в норме должно быть не больше 0,3%. Но жулики, используя присадки по своему усмотрению, умудряются из 80-го бензина сделать 92-й а из 92-го - 95-й. Двигатель «кушает» такое топливо гораздо быстрее и при этом «плюется и чихает». Кроме того, при хранении левое горючее может изменять октановое число на единицу в день (разумеется, в меньшую сторону), к тому же концентрация смол увеличивается. Чем новее автомобиль, тем чувствительнее он к качеству бензина. А теперь представим, что в выходной день вы заливаете полный бак АИ-95 и ставите машину в гараж. Через три дня считайте, что в вашем баке уже 92-й, а через неделю - и подумать страшно, что там останется. И если незначительное снижение октанового числа обернется лишь уменьшением мощности, то существенное уже приводит к поломке поршневых колец и перемычек, прогару впускных клапанов, днища поршня и металлоасбестовых прокладок.

А еще, даже если точечный заправщик закупает бензин на хорошо зарекомендовавшем себя заводе и не разбавляет его, потребитель все равно рискует залить в бак вместе с горючим некоторое количество воды. По словам экспертов, наличие Н20 в топливе часто связано с нарушением технологии хранения. «При высокой влажности воздуха в резервуарах с горючим иногда образуется конденсат», - поясняет Анвар Хазиев. Это вызывает ржавчину, которая, если резервуары регулярно не чистятся, рано или поздно попадает в бак автомобиля.
И тогда с системой подачи и очистки топлива можно смело распрощаться.

Лаборатория «МАДИ-ХИМ» не обнаружила в наших образцах ничего предосудительного. Но эксперты предупреждают: в межсезонье даже соответствующий всем критериям бензин способен заставить вас понервничать из-за перегрева мотора. Причина - во фракционном составе топлива. С 1 по 30 апреля АЗС Центрального федерального округа должны прекратить продажу горючего зимнего класса. «Бензин для холодного времени года содержит больше низкокипящих фракций, чтобы в морозы двигатель легче заводился, но летом это может привести к образованию паровой пробки в топливной системе и остановке двигателя», - уточнил Александр Денисов. Для перехода автозаправщикам выделяется месяц, но не все успевают реализовать запасы, и такое горючее можно встретить на АЗС и в мае, утверждает Анвар Хазиев.

По материалам журнала РБК