Ксенон: за и против

Одним из самых важных аспектов безопасного вождения является хорошо освещенная дорога. Добиться этого можно путем использования ксеноновых ламп в фарах. Данная разновидность газоразрядных ламп имеет некоторые особенности конструкции, которые делают её уникальной.

 

Ксеноновая лампа представляет собой колбу с двумя электродами. Внутреннее пространство её заполнено инертным газом – ксеноном. Он находится под большим давлением, которое составляет порядка 30 атм. Когда между электродами пробегает разряд, газ начинает светиться, и давление внутри колбы возрастает до 120 атм. Помимо ксенона внутри колбы находятся различные соли металлов. Обычные лампы, которыми с завода комплектуются многие автомобили, дают световой поток в 600 люменов. Галогенные несколько больше – 1550 люменов. Лампа, колба которой заполнена ксеноном, отдает в окружающую среду более 3000 люменов при в два раза меньшей потребляемой мощности.

Достоинства ксеноновых ламп

Рассматриваемая разновидность ламп имеет довольно большое количество преимуществ перед галогенными и обычными. За счет расширения площади, которую освещает данный светоотдающий элемент, серьезно улучшается видимость. Спектр свечения ксеноновой лампы чрезвычайно близок к спектру свечения солнца. Именно поэтому дорогу видно максимально хорошо.

Ещё одно важное преимущество ксеноновых ламп перед обычными или галогенными – чрезвычайно большой срок службы. Если обычные лампы обычно редко горят более 200-500 часов (в общей сложности), то срок службы ксеноновых составляет порядка 2800-3000 часов.

Особенности конструкции позволяют рассматриваемому типу ламп не бояться тряски или ударов. Так как внутри лампы отсутствует нить, горение происходит за счет изменения состояния газа под влиянием электрического разряда. Во время работы ксеноновая лампа нагревается довольно слабо, на нагрев уходит не более чем 7% энергии. В то же время обычная или галогенная лампа тратит на нагрев более 40% потребляемой мощности.

Недостатки ксеноновых ламп

Как и все сложные электротехнические приборы, ксеноновые лампы имеют свои недостатки. В первую очередь, это – обязательное наличие довольно сложного блока управления. В нем присутствует специальный трансформатор, который создает напряжение порядка 25 кВ в момент розжига лампы. Частота электрического тока должна быть не менее 30 Гц, а для работы после розжига требуется напряжение 80 В.

Еще одна неприятная особенность, которую можно отнести к недостаткам, – изменение спектра свечения лампы с течением времени. Поэтому если в одной из фар лампа вышла из строя, то лучше всего менять ксенон в обоих. Так как в противном случае автомобиль станет «разноглазым». Что не придает ему особой эстетики.

Ксеноновые лампы светят чрезвычайно ярко. Потому установку их лучше доверить специалистам. В противном случае они могут быть установлены неправильно, что приведет к созданию помех другим участникам движения. Чего желательно избегать, так как это увеличивает вероятность ДТП. Оптимальным выходом из ситуации является использование устройства автокорректировки, но эта опция стоит немалых денег.

Однозначно, ксеноновые лампы обладают большим количеством достоинств, чем обычные или галогенные. Но использование их сопряжено со многими сложностями. Потому каждый водитель должен сам решить для себя, что же ему удобнее использовать.