Как правильно восстановить лакокрасочное покрытие кузова автомобиля

Яркое весеннее солнышко отлично высвечивает все изъяны, появившиеся на лакокрасочном покрытии автомобиля в течение зимы. Поэтому в весенний период работы, связанные с восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), становятся особенно востребованы. Пытаться убрать возникшие в ходе неблагоприятной зимней эксплуатации автотехники царапины, помутнения, затертости и т. д. посредством всевозможных декоративных составов, в изобилии представленных сегодня на рынке - абсолютно бессмысленно. Они лишь повысят блеск ЛКП, более или менее успешно замаскируют дефект (причем лишь на какое-то, весьма непродолжительное время), но от него не избавят, и при внимательном взгляде на сверкающую на солнце деталь будет очень отчетливо видна сетка царапин, испещряющих капот, крыло или двери.

Чтобы устранить эту неприятную картину, потребуются кардинальные меры - восстановительная абразивная полировка, в ходе которой будет снят тончайший слой (микроны, иногда до нескольких десятков) лакокрасочного покрытия, содержащий неприятные дефекты. И здесь надо четко понимать - полировка не избавит от сколов, глубоких повреждений и прочих серьезных изъянов. Поэтому в каждом конкретном случае нужно смотреть - принесет ли эта операция тот результат, на который рассчитывает клиент или нет. В случае отрицательного ответа лучше сразу его об этом предупредить, посоветовав произвести еще более глубокое ремонтное воздействие, отшлифовав поврежденный участок и повторно нанеся на него лакокрасочный материал. Чтобы потом к вам не было претензий, да и человек при получении автомобиля не был неприятно разочарован.

Понятно, что сервис старается сберечь каждого клиента и потому берется за работу, даже не будучи полностью уверен в положительном исходе дела, надеясь, как обычно, на чудо и благосклонность небес. Но, уважаемые мастера, не что так не отталкивает клиентов, как разочарование. Лучше сразу настроить автовладельца на то, что волшебного превращения не произойдет, что замазанная какой-нибудь «черепашкой» трещина никуда не денется, в нее неизбежно станет попадать влага и грязь. Она будет зиять рваной раной на самом видном месте, постепенно превращая данный участок некогда безупречного лакокрасочного покрытия в отвратительно уродливое бельмо.

И уж тем более никакого эффекта полировка не принесет, если на кузове имеются повреждения, достигающие слоя грунта. В этом случае надо произвести полноценный точечный ремонт и только потом отполировать окрашенную деталь. Попутно отговорите клиента (да и сами ни в коем случае не применяйте) от использования так называемых «карандашей» для удаления царапин. Их производители уповают на магию активных формул с миллионом микроскопических полирующих частиц, заполняющих повреждение, на некие лаки, отвер- ждающиеся под воздействием солнечного света и предохраняющие кузов от коррозии, на волшебный состав корректирующих жидкостей и т. д. На самом деле, сложно сказать, что там внутри и как оно действует, но одно очевидно - это реальное шарлатанство. Причем, как показывают опыты, шарлатанство довольно крепкое - «заплатка», нанесенная одним из таких «супер-карандашей» на тест-пластину не смывалась с него никакими едкими жидкостями, беспардонно выделялась на однотонной поверхности, потемнев уже через 2-3 дня, и слезла только под яростным абразивным воздействием шлифка.

Но это еще не самая страшная - она хотя бы имела предпосылки для защиты от проникновения влаги в поврежденный участок (не зря же она так въелась в ЛКП, намертво с ним склеившись). Большинство же «карандашей» просто по определению не способны изолировать место дефекта от влаги - с течение времени на нем пышным цветом расцветает коррозионный «жучок» и тут уже не остается ничего другого кроме точечного ремонта, но уже гораздо более сложного, с применением дополнительных материалов. Поэтому никаких «карандашей», никаких восковых суррогатов, только полировка по традиционной технологии в несколько этапов: обезжиривание, черновая полировка с применением полировочных паст, содержащих абразив, и чистовая полировка специальными полировочными пастами. Следует не забывать обязательно между этапами полировки удалять предыдущую полироль любой полировально-очистительной салфеткой.

Прежде чем приступить к выполнению операции, взболтайте емкость с полиролью. Повторяйте это действие регулярно в процессе работы для обеспечения более или менее равномерного распределения компонентов материала по всему объему.

Полироль наносится как на обрабатываемую поверхность, так и на полировальник. Причем полировальником на малых оборотах (до 1500) она распределяется по поверхности детали. И тут начинается самое интересное...

А интересное в том, что в отличие от шлифований, как таковой четкой стратегии полирования: делаем только так и никак иначе - не существует, поскольку очень многое зависит от используемых материалов и их свойств, навыков и привычек исполнителя, размеров и количества дефектов на обрабатываемой поверхности, цвета детали и т. п. аспектов.

То есть мы не можем даже сказать, сколько полироля нужно для обработки площади, допустим, в полквадрата - этот, как и многие другие параметры, определяются мастером в каждом случае индивидуально в зависимости от ситуации. Но начинать надо с какого-то определенного количества, как правило, это пара «плюшек» на полировальник и 3-4 на деталь. Не бойтесь дать небольшой избыток - в процессе выполнения операции полироль будет, во-первых, вырабатываться, а во-вторых, естественным образом улетать с полировальника. По мере того, как вы будете замечать, что материала не хватает для обработки,добавляйте небольшие порции, но только небольшие.

Водой злоупотреблять не стоит, лучше вообще обойтись без нее, но если уж совсем никак, допустимо самое минимальное количество.

По мере выхода на рабочие обороты (в районе 2000-2200) увеличивайте давление на полировальник. Не старайтесь за один прием пройти сразу всю деталь, особенно если она масштабна. Можно работать участками, переходя с одного на другой, предварительно выбрав наиболее удобную для обработки площадь. В полировании нет таких жестких правил, как в шлифовании с перекрытием траекторий, направлением и формой движений и т. д., но опыт показывает, что и здесь проще двигаться сверху вниз (на вертикальных поверхностях), от дальнего участка к ближнему (на горизонтальных поверхностях).

Отдельных слов заслуживает выбор паст. Условно их делят на крупно-, средне- и мелкоабразивные (или зернистые). Первые два вида используются на автомобилях с, если можно так сказать, твердым лакокрасочным покрытием: при глубоких повреждениях сначала крупнозернистые, затем со средней зернистостью. Если повреждения неглубоки, то можно обойтись только пастой со средней зернистостью. Мелкозернистые же пасты применяются только для полировки мягкого лакокрасочного покрытия.

Но учтите, что у обрабатываемого автомобиля некоторые детали могли быть перекрашены, и даже его теперешний хозяин не всегда об этом знает. Поэтому, поняв, что наилучшего результата на капоте удалось добиться крупнозернистой пастой, не спешите с ней же приступать и к двери. А вдруг ее недавно перекрасили, и ЛКП еще не достигло необходимой твердости? Для того чтобы не совершить критичной ошибки стартовать целесообразней со среднезернистой пасты, при том понимая, что мех довольно агрессивен и пригоден для устранения достаточно глубоких царапин.

В этой связи интерес вызывает предлагаемая Festool одностадийная система полирования. Абразивная политура SPEED CUT в сочетании с овчиной Premium удаляет механическим способом любые царапины и придает стойкий блеск лаковому покрытию: во время полирования абразивное воздействие политуры снижается, уступая место зеркальному блеску. Комбинация политуры и свойства указанной овчины, по утверждению производителей, является очень эффективной: структура овчины обеспечивает скорость выполнения работы и минимизирует выделение тепла по сравнению с полированием губкой.

Кроме того, Festool предлагает уже готовые комплекты: например, для зеркального полирования I, состоящий из базового комплекта LEX 3, ротационной полировальной машинки SHINEX RAP 150 и полировальных материалов системы 1500-Finish. В дополнение к нему предлагается готовый комплект для удаления голограмм. Для автосервисов, которые хотели бы иметь мобильное рабочее место, оснащенное только полировальными материалами, предлагается комплект для зеркального полирования II. В него входят полировальные материалы системы 1500-Finish и удаления голограмм. С таким оснащением любой специалист по чистовой обработке полностью готов к работе.

После удаления, как мы сказали, специальной полировально-очистительной салфеткой остатков абразива, проводится чистовая полировка, придающая покрытию зеркальный блеск и лоск.

Иногда, для того чтобы обеспечить более длительную защиту лакокрасочного покрытия от неблагоприятно воздействия окружающей среды (когда мы имеем дело со старым покрытием), проводят защитную полировку кузова автомобиля. В этом случае тефлон, содержащийся в полировальных пастах или полиролях, нанесенный на поверхность кузова, создает на поверхности защитную пленку. Благодаря этой пленке кузов лучше моется, отталкивает влагу (при высыхании капель воды на кузове не остаются пятна), не выгорает под воздействием ультрафиолетовых лучей, защищен от абразивного износа под действием песка и от негативного химического воздействия соли. Такая защитная полировка кузова может сохраняться в течение полугода. Но это уже зависит от качества примененных материалов. Не редки случаи, когда эффект защитной полировки сохраняется только до следующей мойки.

Читайте также:

Эдуард Столяров, журнал "Автокомпоненты"