Выбираем автомобильный радиатор

Опыт профессионалов однозначно подтверждает - большинство проблем с автомобильными радиаторами обусловлено недоброкачественной продукцией. К выбору радиатора - как элемента чрезвычайно ответственного - нужно относиться предельно серьезно. Не стоит приобретать откровенно дешевые изделия сомнительного качества, выполненные из не поддающихся идентификации материалов, фирмами, названия которых вы видите впервые, - риск скорого разочарования в такой необдуманной покупке слишком велик. Неисправности, способные принести ощутимый вред не только системе охлаждения двигателя, но и самому агрегату, а также его отдельным узлам и механизмам, могут стать закономерным следствием использования низкосортных теплообменников неспособных эффективно выполнять свои функциональные обязанности. При этом обнаружить все эти проблемы вы сможете, только установив деталь на автомобиль, а значит, ее замена повлечет за собой необходимость дополнительных работ связанных с демонтажем и монтажом радиатора. Работа не сказать, чтоб очень сложная, но в зависимости от конструкции конкретных моделей автотехники занимающая весьма продолжительное время.

К тому же неизвестно, что после применения такого горе-радиатора, осталось в системе. Вероятность того, что у него внутри присутствовала металлическая стружка, смазочные материалы и прочие посторонние включения (Бог его знает, как производят подобные «изделия») довольно велика, поэтому для того, чтобы стопроцентно обезопасить себя на будущее, уместно провести промывку системы.

Но и выбирая однозначно известный бренд, не стоит вести себя легкомысленно. Дело в том, что автомобильный теплообменник не то чтобы очень хрупок, но нуждается в особой аккуратности при обращении и транспортировке. Подчас даже самая надежная упаковка не спасает его от случайных повреждений. Поэтому, прежде чем установить новый радиатор, не поленитесь потратить пару- тройку минут на внимательный осмотр всех поверхностей на предмет повреждений, трещин, залипания или смещения трубок, возможно, неких производственных дефектов, заусенцев и проч. Ну, а обнаружив что-либо, что, по вашему мнению, может препятствовать его успешному функционированию, непременно сообщите об этом продавцу и воздержитесь от монтажа.

Еще одна довольно распространенная причина поломок - ошибки при установке нового теплообменника. Дело в том, что многие радиаторы визуально довольно похожи, это могут быть даже детали от одной модели автомобиля, но из-за различий в ее комплектации и, как следствие, компоновки моторного отсека у радиаторов различаются места крепления.

Отсюда мораль - ни в коем случае не «подгоняйте» патрубки радиатора и крепежные элементы не то что молотком, но даже и киянкой. Скорее всего, у вас в руках ошибочно подобранная деталь, не подходящая для монтажа на данном автомобиле. Пластик легко сломать силовым воздействием даже сравнительно слабым. Вдвойне обидно, когда повреждение не удается заметить сразу, а в процессе эксплуатации автомобиля от возникающих нагрузок и вибрации оно увеличится и приведет к протечкам. То есть с крепежом надо быть особенно аккуратным.

Справедливости ради стоит сказать, что протечки могут быть вызваны и иными факторами. Например, транспортное средство было вовлечено в лобовое столкновение, повлекшее растрескивание патрубков/ трубок, или же в результате лобового столкновения была потеряна соосность торцевых пластин радиатора. В этом случае до начала ремонта необходимо убедиться, что монтажные отверстия радиатора находятся в правильном положении. К тому же утечка в трубке вызывается внешней коррозией, разрушением прокладки, поломкой из-за теплового удара. Утечка в бачке - трещинами в бачке, ошибками при сварке, перегрузкой при опрессовке. Крепления бачка протекают опять же из-за дефектов опрессовки и неправильной установки прокладки.

Кстати, проблемы, связанные с коррозией, достаточно распространены. Частые перегревы, протекание охлаждающей жидкости (снижение ее уровня в расширительном бачке), загрязнения в антифризе, красновато-коричневые либо серые отложения - все это признаки развивающегося ржавления.

Основная причина его появления - несоответствие антифриза требуемым стандартам и рекомендациям автопроизводителя. Такая охлаждающая жидкость способна забивать трубки теплообменника, образовывать отложения. Кроме того, к коррозии приводят эксплуатация без антифриза или с недостаточным количеством ОЖ.

Также невозможно обеспечить защиту от коррозии в случае игнорирования регламентированного срока замены антифриза (каждые 2 года, несмотря на рекомендации некоторых поставщиков по замене раз в 4 года) или, если не обеспечена качественная промывка охлаждающей системы. Надо понимать, что антифриз, каким бы хорошим, каким бы качественным и современным он ни был, все равно с течением времени приходит в негодность. А как довольно гигроскопичная жидкость он легко стимулирует возникновение ржавчины. Ну и, в общем-то, антифриз не нейтрален - он вступает в химическую реакцию с материалами, из которых сделаны элементы системы, особенно с металлом теплообменника. Отсюда загрязнения в системе, которые обязательно надо вымывать.

Как с этим бороться? Ну, конечно же, качественной промывкой радиатора, полностью удаляя все осадки и примеси. В алюминиевых теплообменниках можно применять кондиционер антифриза. Если же радиатор забит настолько, что невозможно обеспечить нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, рецепт один - замена.

Избыточное давление способно привести к разрыву резервуара из-за объемного расширения радиатора. Чаще всего это происходит потому, что после регламентного технического обслуживания при заполнении системы в контуре образовалась воздушная пробка. Нагревшийся при работающем автомобиле воздух, естественно, расширился, и радиатор попросту не смог противостоять натиску горячих газов.

Реже, но так же приводит к разрыву избыточное давление, вызванное повреждением прокладки головки блока цилиндров. Горячие газы, находящиеся в цилиндре, попав в каналы охлаждения, формируют воздушные пробки. Это логично приводит к повышению температуры и давления, следствием чего становятся повреждения не только пластиковых, но и металлических элементов конструкции теплообменника.

Для недопущения столь плачевных последствий правильно в соответствии с технологическими рекомендациями заполняйте систему охлаждающей жидкостью. Обязательно убедитесь, что система заполнена целиком и в ней отсутствует воздух. Замените прокладку головки блока при необходимости.

И еще один серьезный враг радиаторов - электролиз, который может привести теплообменник в негодность всего за пару месяцев. О его наличии говорит налет белого цвета на выпуклостях и плите коллектора, а также позеленевшие ребра и патрубки, зеленоватый налет на масляном радиаторе. Беда в том, что электролиз разрушает защитный слой внутри патрубков, и вызывает протечки.

Плохое заземление способствует возникновению электрического тока, проходящего по охлаждающей жидкости и приводящего к отказу компонентов. Повреждаются гильзы цилиндров, масляные радиаторы, теплообменники, активизируется коррозия алюминиевых элементов. Возможны внезапные поломки водяного насоса и прокладок головки блока цилиндра.

Причины плохого заземления - разгильдяйство и небрежность при монтаже аксессуаров или неправильном ремонте кузова автомобиля после удара. Помимо этого электролиз может провоцировать применение охлаждающей жидкости неподходящего типа (недостаточный уровень антифриза), циркулирующей по плохо промытой системе охлаждения. Электролиз нивелируется лишь восстановлением полноценного эффективного заземления.

Несколько слов надо сказать о не вполне корректных способах обслуживания и ремонта автомобильных теплообменников. Авторитетные специалисты относят к таким способам любые попытки устранить течь при помощи неких чудодейственных порошков типа «антитечь» и «холодная сварка», а также любые способы горячей сварки/ запайки.

Естественно, как временная мера и первое, и второе, безусловно, подойдет - если поломка произошла где-то в дороге и нужно срочно устранить течь, чтобы добраться до ближайшего (ближайшего - здесь ключевое слово) профессионального автосервиса водитель может воспользоваться любым из этих способов, смотря, что окажется в этот момент у него под рукой. И уже на станции он сможет поменять сломавшийся радиатор на новый. Но применять чудо-порошки или сварку как постоянное решение - ни в коем случае. Объясняем.

Во-первых, порошок. Ну не бывает «интеллектуальных» порошков даже в нашем высокотехнологичном XXI веке. Не придумали еще для них разум. Просто спросите себя - как порошок может найти место протечки? Естественно, какая-то его часть будет циркулировать по системе охлаждения, тем самым забивая каналы в блоке двигателя или головке блока цилиндров. А чем это грозит, надеемся, объяснять не надо. И даже если течь будет устранена, эта временная мера впоследствии может привести к более дорогому ремонту уже всего двигателя.

Во-вторых, запайка. Любые заплатки сами по себе ненадежны, а достаточно большие, поскольку локально запаять или заварить трещину на радиаторе не получится, ненадежны вдвойне. К тому же для работы с алюминием нужна аргонная сварка - удовольствие недешевое. Она, конечно, не сравнима с ценой нового теплообменника, но и бюджетной забавой ее никак не назовешь.

Ну и в финале о делах сезонных. Лето уже совсем близко, поэтому эффективность радиатора нам потребуется в полном объеме. А скопившиеся в полостях теплообменника за осень-зиму загрязнения: насекомые, сухая листва, камушки, кусочки затвердевшего битума и проч. способны здорово ее снизить. Значит, радиатор надо промыть. Мыть его можно по- разному: снимая и не снимая с автомобиля. Главное - не использовать при этом установки высокого давления, которые могут погнуть все пластины и привести к прямо противоположному эффекту. Поэтому лучше применять нечто более щадящее, более, если можно так выразиться, щадящий в плане интенсивности воздействия инструмент, поскольку в ручную без подручных средств качественно промыть не удастся, как ни крути.

Плавно отрегулируйте давление, аккуратно промойте пластины и полости. Учтите, между пластинами радиатора очень маленькое расстояние - порядка 7 мм, там очень легко застревает всякая гадость, что приводит к непропусканию воздуха и, соответственно, к неэффективному охлаждению. Эту проблему надо оперативно решать, пока еще не наступила оголтелая жара.

Статьи по теме:

Максим Палий, Эдуард Столяров, журнал "Автокомпоненты"