Анализ приспособлений для замены подшипников при ремонте автомобиля

Во время ремонта автомобилей основную часть трудоемкости ремонтных работ составляют операции по разборке и сборке, из которых 20-25% припадает на прессовые соединения. Конечно, данный процент является достаточно усредненным показателем, так как соотношение различных типов соединений определяется особенностями конструкции каждого автомобиля, агрегата или узла.

Необходимо также указать на то, что в процессе эксплуатации значительная часть соединений с зазором становится недвижимой из-за явлений диффузии, коррозии, деформации деталей, заполнения промежутков между ними различными загрязнениями. Практика деятельности ремонтных подразделений свидетельствует о том, что в настоящее время разборка и сборка прессовых соединений в большинстве случаев проводится при помощи универсальных слесарных инструментов и подручных средств и не дает ожидаемых результатов. Суть проблемы заключается в том, что во время выпрессовывания деталей из глухих отверстий, опрессовы- вания расположенных на значительном расстоянии от торцов валов, демонтажа тонкостенных деталей и в других случаях, возникают неудобства или невозможность использования имеющихся съемников известных конструкций, так как это приводит к повреждению деталей, может стать причиной травмирования исполнителя работ.

Особого внимания заслуживают операции по разборке соединений подшипников с валами и корпусными деталями. Любой автомобиль, как известно, обладает различными узловыми конструкциями. В зависимости от особенностей конструкции узла, нагрузки, действующих на него деталей, используются подшипники различных типов и групп, но в любом случае одно из колец подшипника устанавливается с натягом. В большинстве случаев подшипниковые узлы лимитируют ресурс автомобилей, и в процессе эксплуатации возникает потребность несколько раз заменять тот или иной подшипник.

Наиболее распространенными в автомобильной промышленности являются конические роликовые и шариковые радиальные подшипники, реже используются радиально-упор- ные и упорные. Подшипники в автомобиле различаются по типу, конструкции и размерам, размещению в различных зонах доступности. Они устанавливаются с различным натяжением. Все это требует применения соответствующих приспособлений и оборудования во время ремонта.

За границей разработке специального технологического оборудования для станций технического обслуживания уделяется большое внимание. Этими вопросами занимаются как производители автомобилей, так и производители инструмента и оборудования. Фирмы производители автомобилей комплектуют свои технические центры специальным оборудованием для реализации всех операций разборки и сборки, что минимизирует длительность ремонта и обслуживания, исключает повреждение деталей и травмирование работников. К сожалению, найти разработчиков таких приспособлений в Украине нам не удалось.

Результаты рассмотрения предлагаемых съемников и устройств позволили выявить различные конструкции данного оборудования. Выявленную совокупность конструкций можно разделить по следующим признакам:
- по принципу действия (механические, гидромеханические, пневматические, гидравлические);
- по способу прижимания лап захватов к детали, что снимется;
- по конструкции корпуса съемника для крепления захватов (двухзахватные, трехза- хватные, четырехзахватные, шестизахватные, с оборотным корпусом;
- по способу создания осевого усилия в силовых элементах съемников. Механические: эксцентриковые, рычажные, клиновые, ударные, винтовые. Гидромеханические: плунжерного типа, поршневого типа. Пневматические: с цилиндрами, с пневмокамерами. Гидравлические: беспрерывного действия, циклического действия, одно- и двухстороннего действия;
- по форме захватов (простые лапы, разводные лапы, захватывающие тяги, сборные неподвижные захваты, захваты, жестко соединенные с корпусом);
- по опорной части силовых винтов (штоков);
- по типу захватов (цанговые, сухарями, имеющими в середине конусную поверхность, штифтовые; захваты с резьбой в виде шпильки, гайки, винта или винта со вставкой; захваты специального назначения).

Съемники для подшипников

Съемники для подшипников - незаменимый инструмент для любой станции технического обслуживания. Уходит в прошлое то время, когда подшипники выбивались с помощью кувалды. Ассортимент такого специнструмента на рынке очень велик и продолжает расширяться. И фирмы-импортеры и базар откликнулись на потребности механиков в "малой механизации". Рынок заполнили инструменты различных производителей от кустарей до солидных фирм с мировым именем. Это инструмент различного назначения и качества. Стоимость такого инструмента довольно высока и не правильно подобранный съемник может не оправдать вложенные в него средства. Конечно, в магазинах или на базаре можно купить съемники по довольно привлекательной цене. Но, кто знает, из какого металла сделаны его основание, стяжной болт или захватывающие лапы. Не сломаются ли они, если нагрузка на них будет максимальной. Стоимость фирменного съемника конечно больше, но не потому что он "фирменный", а потому, что качество изготовления в гораздо лучше и подходит он для работы самых тяжелых условиях. Высокое качество и надежность съемников достигается путем применения превосходных материалов и тщательно отработанного технологического процесса, основное место в котором занимает ковка.

Дешевый или дорогой съемник, но он нужен при ремонте автомобиля. Хотя можно выбивать подшипники старым дедовским способом, при этом существует большая вероятность повредить одну из деталей и потратить много времени. А, как говорят, время - деньги, вот и получается, что потрачено не только время, но и финансы. Используя механический съемник, эта же работа выполняется за считанные минуты, гидравлический - за секунды.

На рынке предлагаются различные съемники, рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в практике авторемонта. Самыми дешевыми и наиболее распространенными являются механические съемники. Среди них наибольшую популярность получили двух- и трехзахватные.

Двухзахватные съемники применяются для снятия подшипников, сидящих на валу или запрессованных внутрь. Конструкция съемника состоит из траверсы, двух лап и стяжного болта. Захваты съёмника изготовлены ковкой из одной металлической заготовки, что гарантирует отсутствие изгиба даже при работе с экстремально высокими нагрузками. Двойной профиль траверсы, упрочнённой трапециевидной формой, обеспечивает большое усилие. Съемники применяются для быстрого и безопасного удаления шарикоподшипников, шестерён и колец любой формы и т.д. Самозахватывающая система обеспечивает отсутствие скольжения лапок: чем труднее вытащить - тем плотнее захват. Захваты на обоих концах имеют одинаковую форму. У двухзахватных универсальных съемников лапки можно переустановить наоборот и получиться съемник для внутренних подшипников. Также существуют двухлаповые съемники с боковым стяжным болтом, они применяется для более прочного захвата снимаемой детали.

Трехзахватный съёмник также применяется для снятия подшипников, но из-за присутствия в его конструкции трех лап нагрузка на снимаемую деталь распределяется более равномерно. Это особенно важно в том случае, если деталь сделана из хрупкого материала. Лёгкий и быстрый в использовании, такой же, как съёмник с двумя захватами, однако предоставляющий определённые преимущества при затруднительных работах по съёму, Трехзахватный съемник нашел самое широкое распространение на СТО. Универсальный съемник может быть использован как для наружных, так и для внутренних работ путём простого разворота захватов (лап) съёмника. Существуют съемники с длинными лапами или с лапами типа конструктор, которые надеваются одна на одну. Они применяются для снятия подшипников, к которым трудно подобраться обычными съемниками.

Сепараторные съемники ("хомуты") предназначены для демонтажа шестерен, подшипников, колес, шкивов и других деталей, посаженных с натягом, которые могут быть повреждены при снятии обычными приспособлениями. Конструкция хомута обеспечивает надежный захват в том случае, когда форма детали не позволяет использовать обычный съемник. Съемники позволяют приложить тяговое усилие к внутреннему кольцу подшипника - нагрузка не передается через тела качения, что сводит к минимуму риск повреждения подшипника. Регулируемые глубина и разнообразие диаметров захвата позволяют легко настраивать съемник для различной длины вала и размера детали.

Внутренние съемники применяются для снятия подшипников запрессованных в корпус. Съёмник помещается в отверстие шарикового подшипника. Центральный винт затягивается до тех пор, пока губки съёмника не зажмут подшипник. Контропора навичивается на винт съёмника. При закручивании гайки на контропоре, съёмник извлекается вместе с подшипником.

Все чаще на СТО стали применяться гидравлические съемники. Их используют как и механические для снятия и установки подшипников, но с добавлением гидроусилия, что значительно облегчает работу. Стандартные съёмники с гидравлическим плунжером дают дополнительное усилие и позволяют избежать трения на резьбе центрального болта. Этим достигается лёгкое удаление плотно соединённых частей. Съемник прост и удобен в эксплуатации. Представьте себе, что небольшим движением пальцев вы развиваете давление на снимаемую деталь примерно в 10 тонн. А, например, на большегрузных автомобилях запрессовка некоторых подшипников требует усилия до 20 тонн, соответственно для снятия нужен съемник с усилием не менее 30 тонн. Естественно, что здесь без гидравлического съемника не обойтись.

Каждый руководитель понимает необходимость применения специнструмента на станции, но покупку откладывает в долгий ящик. Напрасно. Экономия рабочего времени с использованием съемников, оборачивается значительной прибылью. Немаловажным является еще и то, что и клиент начинает относиться к станции по другому, и механик выполняет работу с большим вдохновением.